megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Category:
Иду с работы. Офис у нас в промзоне. В принципе, не поздно. Но темно - вечера сейчас в Москве кромешные из-за отсутствия снега, плюс сеется мелкий дождик. И народу никого, главное. И фонари стоят редко - только взблескивает мокрый асфальт в свете фар. Только выхожу с территории на дорогу, как вижу краем глаза - сбоку появляются двое. И направляются явно ко мне. Поворачиваю голову. Сутулые такие парни вида "купи кирпич", руки в карманах, капюшоны надвинуты на лоб. С одной стороны, понимаю, что едва ли у них на уме что-то противоправное - офис рядом, да и все ж мы возле дороги, а по дороге сплошным потоком идут машины. Но неприятно. Останавливаюсь так, чтобы видеть обоих. "Девушка, - говорит один, - вам сим-карта не нужна?" Тьфу блин. Нашли время и место, понимаешь. Главное, скажи им, что они заставили меня понервничать - не поймут.

* * *
Когда-то читала очаровательную книгу Александры Горовиц "Собака от носа до хвоста" и встретила там очень понравившееся мне понятие умвельт. Этот термин впервые ввел немецкий биолог Яков фон Икскюль в начале 20 в. Под умвельтом он понимал субъективную картину мира, которая, конечно же, сильно различается у всех живых существ. Скажем, умвельт собаки категорически не совпадает с моим умвельтом, и никакие мои знания о собаках, об особенностях их зрения, обоняния и проч. не изменит того факта, что я смотрю на мир со своей точки зрения, а она - со своей, и видим мы разное. А, скажем, травяной клещ имеет свою точку зрения, совершенно отличную от нашей (и боюсь, что его точка зрения на нас никогда не встретит у нас понимания). Умвельт - это не просто картинка, встающая перед нашими глазами, это вся совокупность ощущений, восприятия и осмысления окружающего мира, наша субъективная вселенная.
Так вот, то, что умвельт у разных биологических видов разный, иногда радикально разный, - это понятно и ожидаемо. Но часто ли мы задумываемся о том, до чего может разниться умвельт двух представителей вида гомо сапиенс? И я сейчас даже не о пресловутой разнице политических и религиозных воззрений, я о банальном - о том, что дано нам в ощущениях, что мы можем ощутить шкурой - буквально.
Так, например, посещение ноябрьского "Клинка" для меня ознаменовалось прежде всего дикой давкой и оттоптанными ногами. К каждому прилавку - в силу огромного числа посетителей - приходилось буквально пробиваться, иногда подныривая под чей-нибудь локоть. Потом я пристроилась в кильватер к отцу (а он у меня мужчина высокий и крупный, да еще с выправкой, по которой его все принимают за военного) - и почувствовала разницу между нами буквально. Перед ним - и пристроившейся сзади мною - все расступались, причем он никого не толкал и не отодвигал. Просто все сами пододвигались, пропускали и т.д. И уж наверняка на ноги ему никто не наступал. Крупный человек автоматически весит больше - и не только физически!
Кроме того, я неоднократно замечала большую "весомость" мужчин в сравнении с женщинами - по крайней мере, в нашем обществе. Каких бы передовых и феминистичных взглядов ты не придерживалась - это никак, увы, не влияет на то, что в конфликтных ситуациях мужчине чаще всего проще - ему просто требуется куда меньше усилий, чтобы его заметили и услышали.
Мой тренер неоднократно удивлялся тому, как это я почти на каждом семинаре из тех, на которых мы бывали вместе, ухитрялась найти хотя бы одного "поучалку" - партнера, встав с которым в пару, приходится забыть о нормальной работе - все отпущенное на отработку приема время тебе будут объяснять, где ты не права и что тебе надо исправить в своей технике. Мой сэнсэй утверждал, что подобный стиль давно остался в прошлом, сейчас на татами так себя никто не ведет! Задумался, когда я резонно заметила, что так давно никто не ведет себя с ним - ну мало, в самом деле, охотников бодаться с высоким спортивным мужчиной в хакаме (хакаму - широкие черные брюки - в айкидо носят обладатели старших ученических степеней и мастера). Другое дело - любой из наших учеников без хакамы. Или я - пусть и в хакаме, но невысокая девушка с вполне щенячьей мордочкой.
Это то самое несовпадение умвельта - картины мира во всей ее полноте. Как мой умвельт отличается от умвельта крупного сильного мужчины, который не видит - с высоты своего роста - препон, которые значимы для меня, так мой умвельт отличается от субъективного мира какого-нибудь инвалида-колясочника или мамы с детской коляской - там, где для меня просто улица, они видят настоящую полосу препятствий (и это не только улицы касается, конечно же).
Это все кажется очень банальным, не правда ли? Но на самом деле я очень часто вижу источник конфликтов между людьми, источник дискуссий и яростных споров - в том, что там, где предполагается столкновение разных идеологий или мировоззрений - там на самом деле сталкиваются разные умвельты.Это хорошо видно на примере жж-споров.Например, юзер пишет, что в нашей стране любой может зарабатывать достойные деньги, а кто не может, так тот сам дурак и лентяй и поделом ему. Это только кажется, что он продвигает модную теорию социал-дарвинизма и выступает с ее позиций. На самом деле он выступает с позиции своей субъективной картины мира, своего умвельта, в которой он - здоровый, не обремененный иждивенцами, зачастую имеющий неплохое образование - действительно не встречает никаких проблем по части зарабатывания денег. Или вот когда мужчины утверждают, что никакой дискриминации женщин не существуют, - они даже не лукавят, в их субъективном мире действительно нет такого понятия, на уровне ощущения нет. То же самое - с национализмом, с инвалидностью, которую, как многие здоровые уверены, преодолеть - нефиг делать, все ж видели мотивирующие выступления Ника Вуйчича. Человеку крайне трудно принять то, чего он не ощущает на своей шкуре, т.к. это выходит за пределы картинки, транслируемой ему в мозг. Он может поверить, конечно, но это не избавляет от зерен сомнения - ведь этого в его жизни нет!
Что с этим делать? А черт его знает. Наверное, как минимум прислушиваться к тому, что говорят люди с других точек зрения. В конце концов именно разные точки зрения, разные умвельты обеспечивают процесс познания этого сложного, сложного мира.
Tags: философское настроение, человековедение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments