megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Category:

Две Венеры. История первая

Шедевры часто переживают своих творцов, но нечасто рождаются после их смерти. История этого полотна, как это ни странно, началась тогда, когда история его создателя, прославленного Джорджоне, уже закончилась. Оказывается, бывает и такое.
В Венеции начала 16 в. звезда молодого Джорджоне сияла ярче всех прочих. Ему еще не было 35, а иметь его картины в своем доме считалось престижным в самых аристократических кругах города. Его творениями восхищались, его дружбой дорожили представители тогдашней интеллектуальной элиты. Пожалуй, только соперничество с начинающим, но уже обращающим на себя внимание художником Тицианом могло несколько омрачать настроение молодого мэтра. Было дело - одну из работ этого выскочки приняли за шедевр самого Джорджоне - это было досадно. В остальном же жизнь обещала блестящие перспективы. Джорджоне был молод, очень хорош собой и талантлив, его дом был полон гостей, его любили первые красавицы города.
А потом пришла чума.
Год 1510-й стал поистине черным годом для Венеции. Каждый день из домов под причитания родственников выносили сотни обезображенных болезнью трупов. Вереницы барж и гондол увозили страшный груз на специальные кладбища, где неугасимо полыхали огромные костры - их зловещие отблески, казалось, падали на весь придавленный горем, почерневший и замерший в полуобморочной тишине город.
Люди старались пореже выходить из дома - как из страха заразы, так и не желая лишний раз растравлять сердце видом чужого горя. Не покидал своей мастерской и молодой Тициан. Стремясь отогнать тягостные мысли, он с головою уходил в работу. Однажды ему все же пришлось прерваться - его друг Таддео Контарини принес ему весть о смерти прославленного Джорджоне. По слухам, он умер, заразившись чумой от своей любовницы - когда даже лекарь перестал подходить к обезображенной бубонами больной, художник отказался ее покинуть. К тому времени, когда друзья прибежали к дому умершего, тот был уже оцеплен стражей - из дома выносили вещи, принадлежавшие покойному, и сваливали грудой на площади - по закону они должны были быть сожжены. Шел дождь, слабое пламя неохотно лизало холсты и подрамники... Прорвавшись сквозь оцепление, друзья художника голыми руками выхватывали из огня бесценнные полотна. Удалось спасти несколько картин...
Спустя время, когда страшная беда уже отступила, на пороге Тициана возник другой его друг, Джироламо Марчелло, принесший одну из тех выхваченных из пламени картин. То была "Спящая Венера", незаконченное творение покойного мастера, предназначавшееся к бракосочетанию Марчелло. Это была прекрасная вещь, изображавшая безмятежно спящую красивую женщину. И сама спящая, и холмистый пейзаж на заднем фоне - все проникнуто покоем и умиротворением, наверное, показавшимися Тициану еще более поразительными в контрасте с историей полотна. Джироламо предложил Тициану закончить полотно - в память об умершем.Таким образом, "Спящая Венера" стала уникальным полотном, творением сразу двух величайших художников.
До конца 17 в. карина хранилась в семье Марчелло, затем сменила несколько владельцев и наконец была продана в Дрезденскую галерею.
Покинула она галерею в 1942 году, по настоянию немецких музейщиков, эвакуировавших культурные ценности в дворянские поместья и замки Саксонии. Когда же война подошла вплотную к границам Германии, картину перепрятали - вместе с некоторыми другими она попала в старые заброшенные шахты. Эти подземные тайники были найдены после захвата Дрездена. Прекрасная картина лежала в грязи и плесени. Над спасением изуродованной Венеры работали лучшие советские реставраторы. В 1955 году картина была восстановлена, и сейчас, как и в 16 веке, радует взор своей победительной красотой, пережившая смерть, чуму, войны и забвение.

Когда Тициан рассматривал попавшую к нему картину своего предшественника, на обороте ее он обнаружил надпись, сделанную рукою безвременно умершего Джорджоне:

Чечилия в объятьях сна на мягком ложе,
И нет для Дзодзо существа дороже!


Чечилией звали ту самую возлюбленную художника, которая заболела чумой и которую он отказался покинуть.




Источник: И.Опимах. "Живописные истории. О великих полотнах, их создателях и героях"
Tags: ЖЗЛ, изо, интересные судьбы, история вещей
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    будьте осторожны посещая лес вы не царь природы а деликатес (с) Миша Лапин "Мастера Муши" я смотрю время от времени, когда хочется чего-то…

  • (no subject)

    Интересная статья. С не характерными для данного издания акцентами. Пожалуй, субъектность человека с ограниченными возможностями в ней больше, чем в…

  • Лесные свечки

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments