megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Categories:

И еще про "Дюну"

...Хотя, конечно, про нее уже столько понаписано за последние дни, что мнение не-фаната, не-знатока вселенной тут едва ли что прибавит. Но не могу не внести свои пять копеек, как всегда, когда что-то нравится. А мне понравилось, да. Причем более всего мне понравился даже не байронически-красивый Шаломе, не боевитая Фергюсон, отлично отыгравшая мать-тигрицу, а сам Арракис. Да, кмк, главный герой в этом томительно-медленном и завораживающе красивом прологе саги - это планета Арракис, с ее странными аборигенами, наркотическим дурманом, искрящимися песками и ходящей где-то в недрах под песками смертью. Эффект погружения в новый, незнакомый и по умолчанию враждебный мир, эффект чужака в стране чужой воспроизводится великолепно, можно прям физически ощутить тяжесть данайского дара, преподнесенного некоему герцогу неким императором в некой далекой-далекой галактике. Отдельной удачей фильма я считаю звуковое сопровождение, Арракис не только выглядит, но и звучит - пересыпающимся песком, зловещими шепотками на грани слуха, глухими раскатами зреющей бури. Команде фильма удалось главное - поместить зрителя по самую маковку в мир одновременно страшный и притягательный, пожалуй, для меня оказавшийся более всего похожим на Сахару, как ее описывал в "Планете людей" Сент-Экзюпери, - место, где выковываются воины и пророки. Я теперь то и дело зависаю на пинтересте, разглядывая кадры созданной Вильневым планеты Пряности - залипательно до жути. Червь еще отличный получился.
И мне очень понравилось, как Вильнев миксует в одежде и обычаях героев различные элементы земных культур. Арабские вуали на лицах женщин, шотландский волынщик перед строем, надгробие, неуловимо ассоциирующееся с культом бога Митры, доктор, сведущий в китайской медицине... Все-таки речь идет о человечестве будущего, пусть и пережившем своего рода аналог Темных веков, и вполне логично, что культуры прошлого сливаются теперь в причудливом синтезе.
Актеры, по моему мнению, сыграли прекрасно. Тимоти Шаламе - совсем не живчик Кайл Маклахлен, но куда лучше соответствует роли юного наследника старого рода, да, он именно что миленький щеночек, но щеночек с от такой родословной и от такими перспективами, и Шаламе отлично может это дать понять. Очень понравилась и Ребекка Фергюсон в роли леди Джессики, в этой части, кмк, самый интересный образ. Ей отлично удалось сыграть женщину, испытывающую жестокий конфликт между своими социальными ролями и эмоциональными привязанностями. Когда она мечется под дверями залы, где ее сын проходит испытание, в то время как настоятельница говорит Полу: "Твоя мать никого сюда не впустит" с абсолютной уверенностью, что так и будет, это просто хватает за сердце. Даже Момоа в эпизодической роли, где он, собственно, играет самого Момоа - добродушного воина-здоровяка, все равно очень хорош. Вот чем подкупают западные актеры, так это умением даже в жанре, который у нас считается чисто развлекательным, выкладываться по полной. Наши, как мне иногда кажется, до сих пор сильно ушиблены всем этим делением на высокое и низкое, на подлинное искусство и халтуру на потребу масс, ради которой можно и не стараться.
...Возвращаясь к вильневской "Дюне" - для меня вся эта часть получилась главным образом про тяжесть долга - фамильного ли, религиозного ли. Когда герцог Атрейдис говорит Полу: "Что бы ты ни выбрал, ты все равно останешься самым дорогим, что у меня есть, - моим сыном" - в это хочется верить как в возможность выхода из бесконечного лабиринта родовых долгов, славы и вендетт, но... между решением легким и правильным полагается выбирать правильное, и уже тогда ясно, что Пол выберет - правильное, как он его видит. Собственно, весь парадокс старой патриархальной власти здесь показан как на ладони - за все, что дано, будет спрошено втрое, и никакой возможности увернуться от этого нет. Принимая отцовскую славу, наследник принимает и долги во всей их кровавой неприглядности, и собственные желания здесь значат неизмеримо мало. "Делай, что должно, и будь что будет" - это ведь, если вдуматься, кредо отчаяния. И мне нравится, как Вильнев сделал на этом акцент.


Фримены как бы интересуются, ты с какой планеты такой борзый.
Tags: киносеанс
Subscribe

  • Витраж

  • Приятного аппетита!

  • (no subject)

    В Переделкине. Видела щенка тибетского мастифа. Сплошное умиление - плюшевая игрушка размером с нормальную среднюю взрослую собаку. По-моему, в…

  • День сегодняшний...

    ...Осень, солнце, парк, велосипед. Доехала до Стрешнева, там дивно хорошо. Народу мало, зато много золота и тишины. При этом - всюду жизнь. Едешь так…

  • (no subject)

    Осень Твери очень к лицу. Редеющая листва дает больше простора перспективе, золотая кайма выгодно обрамляет набережные... Набережные, впрочем, сами…

  • Урбанистическая осень

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Витраж

  • Приятного аппетита!

  • (no subject)

    В Переделкине. Видела щенка тибетского мастифа. Сплошное умиление - плюшевая игрушка размером с нормальную среднюю взрослую собаку. По-моему, в…

  • День сегодняшний...

    ...Осень, солнце, парк, велосипед. Доехала до Стрешнева, там дивно хорошо. Народу мало, зато много золота и тишины. При этом - всюду жизнь. Едешь так…

  • (no subject)

    Осень Твери очень к лицу. Редеющая листва дает больше простора перспективе, золотая кайма выгодно обрамляет набережные... Набережные, впрочем, сами…

  • Урбанистическая осень