megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Categories:

Полет "осы"

Одна тетка спросила, не из мексиканской ли я армии. Пуще того, люди не соображают, что на нас за форма такая. Принимают за кого угодно – от вожаков девочек-скаутов до стюардесс или добровольцев Красного Креста. А в лучшие рестораны и не пускают вообще. Приехали мы в Уилмингтон, рвались до стейка со всякими гарнирами, а нам какой-то чванный гриб и говорит: «Мы не принимаем женщин в брюках», на что Уилли: «А сапогом по заднице примешь?» Но это нам она сказала, не ему. Нам полагается примерное поведение, черт бы его драл.

Но хуже всего другое: тут на днях нескольким девкам надо было сесть в Джорджии, так их какой-то ретивый вояка-полицейский взял на мушку. Этот придурок решил, что они угнали американский военный самолет. Когда все наконец прояснилось, он такой: «А мне ни про каких летчиц никто не говорил». Мы, похоже, по-прежнему самая главная тайна страны, даже для армии.

(с) Ф.Флэгг
"На бензоколонке только девушки"


Эти строки в книге Фэнни Флэгг пишет лихая девчонка Фрици, летчица американских WASP - Women Airforce Service Pilots, вспомогательной службы ВВС. Это были гражданские женщины-пилоты, нанятые для перегона самолетов с заводов на военные базы - кадровых военных пилотов для этой работы не хватало.
О них действительно мало кто слышал.
Консервативная Америка не была готова принять в качестве военных пилотов представительниц прекрасного пола. Однако нехватка рабочих рук, образовавшаяся вскоре после вступления США в войну, вынудила внести определенные коррективы в традиционные представления о том, где находится место женщины. Оказалось, что женщине найдется дело и у заводского конвейера, и в ангарах с военной техникой, и - хотя этому сопротивлялись дольше всего - в кабине военного самолета.
Инициатива создания "ос" - так стали называть летчиц по аббревиатуре WASP - принадлежала знаменитой летчице Жаклин Кохран, одной из пионеров американской авиации. В 1940 году она предложила подполковнику Роберту Олдсу использовать женщин-летчиц для боевых действий. Ее, кстати, активно поддерживала в этом первая леди - Элеонора Рузвельт. Однако с созданием боевых частей ничего не вышло, и Жаклин Кохран с собранной ею группой женщин-пилотов отправилась в Англию, чтобы летать там в составе британской Вспомогательной транспортной авиации.
Тем временем в США был создан Женский Вспомогательный корпус. Его служащие трудились связистками, радистками, дешифровщицами и укладчицами парашютов. Поскольку рабочих рук продолжало не хватать, со временем женщины, вопреки скептикам, смогли занять и должности авиадиспетчеров. До полетов оставался один шаг...
Сделать его помогла другая легендарная личность - Нэнси Харкнесс Лав. Именно ей в 1942 году генералом Арнольдом было поручено формирование Экспериментальной Женской эскадрильи по переброске.
Узнав об этом, Жаклин Кохран немедленно вернулась из Англии. Могу предположить, что она была не в восторге от того, что другая взялась реализовывать ее проект. Кохран создала свою службу - Женский отряд летной подготовки, занимавшийся обучением пилотов. В дальнейшем обе службы были объединены, и Кохран и Лав стали работать сообща.
Заявки на участие подали более 25 тыс. женщин. Приняты были около 1800, из них 60% закончили курс. Чтобы попасть в программу, женщины должны были обладать начальными навыками пилотирования.

"Девчонки надеялись, что, доучившись, поступят в армейскую авиацию и получат настоящие «крылышки», но этого не случилось. В последний момент Джеки Кокрэн, за свой счет, продавила Ноймена Маркуса в Далласе, и он сделал специальные нашивки для женщин. Выпускной выдался особенным. Из Вашингтона прибыла толпа военных «шишек», и весь Суитуотер вышел на улицу их встречать. Как бы ни огорчало, что нашивки – не армейской авиации, все равно потешно было смотреть, как генерал Хэп Арнолд пытается приколоть крылышки на девичьи груди. Он порядком разволновался, пытаясь определить, где грудь, а где бюст. А на некоторых девушках, особенно на Пинке, до черта было места, которое не грудь. К концу церемонии генерал побагровел и взмок. Только не от жары"(с) Ф.Флэгг, "На бензоколонке только девушки".

Первая группа участниц начала обучаться военным полетам в ноябре 1942 года. А в следующем году 25 женщин научились управлять самолетами B-26 Superfortress, прозванными "Вдоводел". Многие мужчины отказывались садиться в них, потому что во время учебных полётов разбилось слишком много таких машин, и несколько пилотов погибли. Доказывать безопасность самолета поручили летчицам. Две служащие WASP совершили настоящий тур по авиабазам, показывая своим примером, что летать на "Вдоводеле" можно. По словам дочери пилота Дини Пэриш, Нэнси, летчицы осознавали риск, но согласились участвовать в этом эксперименте: «Самолетам все равно, мужчина ты или женщина. Для них важно, хороший ли ты пилот. А все эти женщины были настоящими профессионалами своего дела».
Со временем круг задач, стоящих перед "осами", расширился. Они буксировали конуса для учебных стрельб, имитировали штурмовку, служили в качестве летных инструкторов, и совершали пробные вылеты на недавно отремонтированных самолётах. Энн Баумгартнер была летчиком-испытателем на Райт Филде, где она стала первой женщиной, пилотировавшей реактивный самолет YP-59. Они перевозили самолеты, бойцов, боеприпасы — и даже фрагменты первой атомной бомбы. В общей сложности пилоты WASP налетали более 96 млн километров.

"Это нелегко. Как попадешь на Авенджер-Филд, будешь жить в одной комнате еще с шестью девчонками, а нужник будет один на тринадцать человек. Никакого личного пространства. Тебя будут упахивать, пока не рухнешь. Инструктора строго армейские, крутые, и если не сольешься и начнешь доставки, то еще хуже. На ногах до восхода, на холодине, чтобы успеть на аэродром, готовишься стартовать с рассветом. Летать придется, скорее всего, в открытой кабине – в пургу, ледяной дождь, ливень или в такую жару, что к приземлению ты уже печеная картошка. И, да, уж прости за грубость, эти самолеты спроектированы для мужчин, там стакан встроенный. В воздухе из сорокафунтового тяжеленного летного костюма с парашютом не выкарабкаешься и в туалет не сходишь, а в четырех-пятичасовых полетах бывает адово" (с) Ф.Флэгг, "На бензоколонке только девушки".

Были и потери. Тридцать восемь летчиц WASP погибли: одиннадцать во время обучения и двадцать семь на действительной военной службе. Естественно, все — не в бою, а в авариях. Они не считались военнослужащими. Когда они погибали, их хоронили на свои средства члены семьи, государство в этом не участвовало. Им даже не разрешали возлагать государственный флаг на гроб.
В конце войны правительство ясно дало понять женщинам, что более в их услугах не нуждается - надо было освобождать рабочие места для мужчин. "Осам" не полагалось ветеранских пенсий и компенсаций, их просто забыли. И только в 1977 году служащим WASP было присвоено звание ветеранов. В марте 2010 года оставшиеся в живых участницы WASP получили одну из высших гражданских наград США — Золотую медаль Конгресса.

Интересно:
- Около тысячи летчиц участвовали в WASP. Среди них были всего четверо «цветных». Две азиатки — Хизел Инг Ли и Мэгги Джи. Инг Ли погибла во время тренировочного полета, а Мэгги Джи благополучно пережила войну. И две индианки — сейчас принято говорить «коренные американки» — обе из резервации в Южной Дакоте: Ола Милдред Рексрот и Оглала Сиу. После войны они вступили в ВВС.
- Чернокожих летчиц среди "ос" не было.

Американские летчицы WASP (Women Airforce Service Pilots) на фоне своего бомбардировщика B-17 с именем Pistol Packin' Mama. В руках у них парашюты.
amwp.54sdks9ksj0og0ogcg4go4o4c.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th

Жаклин Кохран (в центре) на тренировке пилотов Женской службы
Jackiewasptrainees

womenpilots1

womanpilots12

womenpilots5

Источники:
Ф.Флэгг, "На бензоколонке только девушки"
http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%C6%E5%ED%F1%EA%E0%FF_%F1%EB%F3%E6%E1%E0_%EF%E8%EB%EE%F2%EE%E2_%C2%EE%E5%ED%ED%EE-%E2%EE%E7%E4%F3%F8%ED%FB%F5_%F1%E8%EB_%D1%D8%C0
http://rjstech.com/gallery/facts/wasp.html
http://worldofwarplanes.ru/warplanes/airman-legends/fairy-tales/wasps-air/
http://russian-texts.ru/%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0_%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%B8%D0%BB_%D1%81%D1%88%D0%B0
http://foto-history.livejournal.com/2441844.html

Tags: женская история
Subscribe

  • (no subject)

    Чем больше читаю всякого научпопа про мозги, тем больше подозреваю, что это такой орган, который, в принципе, сам себе Рим и мир. Если уж слуховые…

  • (no subject)

    В дискуссиях о допустимости/желательности смертной казни чаще всего споры крутятся вокруг фигуры казнимого (что, если он невиновен? насколько мы…

  • (no subject)

    Наткнувшись в очередной раз на рекламу какого-то стопятьсотого тренинга женского счастья, задумалась, почему же все эти гуры уверяют целевую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments