megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Category:
Как вам, деточки, рассказать,
Что за дрянь наше дело стариково...
Столько продранных кофт и на локтях синяков,
Не дай Бог, если снова гололед.

Я проплакала все глаза,
Тоню с Витей свезя на Востряково,
Но что Коли нет -
Вот скоро будет пять лет -
Мое сердце никак не поймет.

Я вот иногда думаю, что все, происходящее с нами сейчас, - это такая репетиция старости. Сокращается возможность передвижений, жизненная активность мало-помалу ползет к точке замерзания, весной вон все массово поучаствовали во флешмобе "не отходить от дома дальше ближайшего минимаркета" - ну т.е. впервые оказались ограничены ареалом обитания местных старичков и старушек. И еще стремительно ужимающиеся круги общения. Вот это особенно занятный эксперимент, впрочем, у меня в силу некоторых жизненных перемен он начался даже раньше чумных времен. Когда резко отпадает круг привычного общения и противу обыкновения ты не переходишь в другой, как это всегда случалось раньше при смене места работы или хобби, а просто на этом месте образуется лакуна. А поддержание существующих связей начинает требовать совершенно отдельных целенаправленных усилий: позвонить, выцепить в Скайпе, написать, спросить... вместо того чтобы мимоходом пересечься "где-нибудь в центре", как бывало. И сразу же затихли многие телефонные чаты, потому что оказалось, что эпистолярный жанр в старинном стиле, когда не: "Привет! Встретимся поболтать?", а именно подробный разговор - это отдельное дело, на которое... ну не все и не для всех способны.
Есть такой термин - "число Данбара". Данбар - ученый, который выяснил, что обезьяны способны поддерживать личный контакт только с определенным числом сородичей. У каждого вида это число свое (чем выше интеллект - тем оно больше), но оно в любом случае конечно. И не шибко велико - у человека предел составляет около сотни-полутора сотен. Т.е. сто человек или немногим более ста - это и есть примерный предел тех, с кем мы способны вступать в личные индивидуализированные контакты. Более того, с возрастом это число будет неизбежно сокращаться. Исследования же показывают, что если в сети дружеских связей молодых людей вдруг в силу каких-то обстоятельств образуется лакуна - пропадает человек - то лакуна эта со временем закрывается. Но уже после 25-30 лет лакуны восстанавливаться перестают. И чем дальше - тем их больше.
Я это сейчас на примере свекрови отчасти наблюдаю, у нее с весны тяжело болеет близкая подруга. Я эту самую подругу видела в минувший Новый год - бодрая, социально активная женщина со смартфоном. Нескольких месяцев хватило, чтобы веселая сверхкоммуникабельная тетечка превратилась в беспомощного и уже изрядно дезориентированного человека. И уже понятно, что этот Новый год свекровь проведет без подруги, впервые за... сколько?... лет сорок? ...это место будет пустовать. И я вот думаю, как же мало у нас про это думают и этому уделяют внимание. А ведь это тоже важно. Про старость все знают, что это немощь физическая, и даже как-то там говорят о необходимости помощи, приходящие соцработники, всякие приспособы для повышения мобильности, волонтеры с доставкой продуктов... Мало, но хоть что-то. А вот про недостаток дружеских, коммуникативных связей вовсе молчат. Разве что была социальная кампания "Позвоните родителям", но ведь один звонок от детей - это просто один звонок, да и при всем желании даже действительно внимательные и заботливые дети не могут закрывать собою все пустые одинокие дни своих родителей, это невозможно. Занятно, что тонны разнообразного контента - фильмов, книг - посвящены человеческому одиночеству. Это великая проблема человечества, ее кто только ни рассматривал под разнообразными углами и с разнообразных ракурсов. И только одиночество стариков почти не удостоилось внимания. Похоже, что это одиночество считается такой же естественной частью старости, как старческие болячки, и с ним точно так же никто не считает нужным бороться. Это не проблема. Это просто возраст дожития. Об этом даже не принято особо говорить. Если шире, то старость вообще не воспринимается как важный период жизни человека. Множество книг и фильмов посвящены проблемам детства, отрочества, юношества, есть и про кризис среднего возраста... но лет после 50 как будто бы заканчивается не только социальная, но и душевная жизнь человека. Переживания старика никому не интересны, его итог уже ясен. Предполагается, что старик в лучшем случае "мудр" - и это такая статичная прохладная мудрость. Успокоенная. Упокоенная. Думать об интенсивной душевной или духовной жизни в этом возрасте как-то неловко, даже возрастные пары, вдруг решившие пожениться, вызывают снисходительные смешочки. А ведь если рассматривать с философской точки зрения, старость - это в некотором роде инициация. Если подразумевать под инициационными практиками испытания, когда человек вынужден оставить позади все прежние социальные роли и маркеры и предстать как он есть, проявив истинную сущность, - то старость в этом смысле ого-го какой интенсивный опыт. Кто останется от тебя, когда у тебя не останется ничего? Вопрос, на протяжении всей истории человечества волновавший умы. И поразительно, что именно в контексте старости он никогда не рассматривался. Подозреваю, именно потому что тогда-то он и встает в полный рост, уже не как умственное упражнение, а как реальность, данная в ощущениях.
Tags: человековедение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments