megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Categories:

"Выбор" Эдит Эгер

Одна из тех книг, на который отзыв писать вот прям сложно. Когда автор имеет такой жизненный опыт, как-то трудно оценивать его размышления со своей - сугубо мирной, сугубо домашней колокольни. Эдит Эгер можно назвать "вторым Франклом" - тоже психотерапевт, тоже прошла концлагерь и от этого опыта "танцевала" в дальнейшей практике. Правда, в отличие от Виктора Франкла, попала в лагерь не зрелым человеком, а 16-летней девчонкой - венгерской еврейкой, считающей себя более венгеркой, чем еврейкой, и вообще не понимающей, за что и почему. Легче ли переживать подобное, будучи молодой-зеленой и ничего не знающей о людях и жестокости? Кто знает... Один из самых жутких эпизодов книги - когда, только прибыв в Освенцим со всей семьей и пройдя "сортировку", Эдит наивно спрашивает у надзирательницы, скоро ли к ним приведут маму. Надзирательница машет рукой в сторону дымящих в отдалении труб: "Вон там твоя мать. Можешь начинать говорить о ней в прошедшем времени".
Потом будут долгие страшные годы неволи, потом - в своем роде не менее мучительное освобождение. Эгер здорово подмечает, что счастье - понятие чудовищно относительное. Когда полуживых узников все-таки вырвали из лап смерти, они вовсе не оказались на седьмом небе, напротив, потянулись долгие дни боли, тревоги и неизвестности. Как ни странно, пока ты пребывал в концлагере, это было в некотором роде проще, у человека могло быть только два состояния - "жив" и "умер". Если "жив", задачу на сегодня можно считать выполненной и даже не обращать внимания, что и где там у тебя болит (так, у самой Эгер в лагере случился перелом позвоночника, о чем она узнала только после освобождения). Когда ты на свободе - спектр задач расширяется невообразимо, а с ними - и список постигших несчастий. Можно начать горевать. Можно начать бояться будущего, раз уж оно теперь есть. Можно не знать, куда идти. Можно умереть от несварения желудка. Некоторый узники, пишет Эгер, из тех, кто еще мог ходить, побродив по окрестностям, возвращались в опустевшие бараки и просто сидели там, не в силах справиться с бурлением жизни за лагерной оградой.
Потом было много чего еще - возвращение в разоренный дом, встреча с потерянной сестрой, оплакивание мертвых, лечение, встреча с будущим мужем. Первая любовь Эдит, юноша, с которым она встречалась в долагерной жизни, умер за день до своего освобождения; к новому ухажеру она ничего подобного не испытывала: "Я была голодна, а он приносил мне хлеб и салями" - хлеб, салями и чувство, что жизнь продолжается - этого оказалось довольно, чтобы выйти замуж и родить ребенка. Потом была эмиграция в Америку, не отъезд, а бегство, - у мужа были серьезные проблемы уже с новыми венгерскими властями. Новый опыт отверженности, осложненный флешбеками, - Эгер описывает случай в автобусе, когда кондуктор потребовал от нее билет, а она, плохо зная английский и понимая только, что мужчина в форме - в форме! - чего-то от нее требует, в ужасе сползла на пол и закрыла голову. Ощущение неудовлетворенности жизнью - неужели я прошла через ад ради этого, ради одиночества и мертвящей скуки бытовых забот? Развод, а через два года - воссоединение. Тут меня прям зацепило высказывание авторши о том, что так бывает - мы возлагаем вину за наше несбывшееся на нашего партнера просто потому, что нам легче иметь перед глазами конкретного виновника, чем признать, что ну так сложилось - и все тут. Вот эти два мотива я вообще бы посчитала самыми ценными в книге: говоря о важности того, что происходит в нашей голове, о важности жизненной роли, позиции, которую мы выбираем, Эгер вообще не впадает в слащавый позитивчик, так свойственный нынешним поколениям "учителей жизни". Нет, от того, что ты научишься "настраиваться на лучшее", жизнь не станет легкой прогулкой. Нет, никуда не денутся ни горе, ни болезни, ни потери. Да, каждый выпьет свою чашу до дна. Да, у каждого свой "барак". Давайте подумаем, что с этим можно сделать.
И второе - имея, конечно, такой мощный опыт в самом начале жизни, есть огромное искушение всю дальнейшую жизнь мерить лагерной меркой. Ну вы знаете, наверняка, как часто люди, прошедшие через страшное, потом удивительно легко и даже черство относятся к переживаниям других, мол, что вы знаете о настоящей беде, нытики. Так вот, Эгер к этому не склонна, хотя признает, что ей пришлось в свое время заново открывать для себя важность обычной жизни. И тем не менее страдание есть страдание, оно не может ранжироваться по степени "достойности" или "оправданности". Женщина, пришедшая на прием в легкой истерике из-за того, что муж купил ей машину не того цвета, который она любит, заслуживает не насмешки, а как минимум внимания. Тем более что очень может быть, что вовсе не о машине она плачет-то.
А еще - замечу в заключение, потому что ну надо же наконец остановиться - это очень добрая, прямо-таки мистически оптимистичная книга. Добрая - потому что в самом аду Эгер раз за разом находит крупицы доброты, участия и юмора. Мистически оптимистичная - потому что это поистине удивительный рассказ о целой сети случайных совпадений и неожиданно отозвавшихся благодеяний, которые свиваются в тонкую ниточку, выводящую из лабиринта. Эгер умеет благодарить за каждый светлый лучик - и поэтому света в "Выборе" много.
Tags: хорошие книги, человековедение
Subscribe

  • (no subject)

    будьте осторожны посещая лес вы не царь природы а деликатес (с) Миша Лапин "Мастера Муши" я смотрю время от времени, когда хочется чего-то…

  • Дыбрики

    Сидела на скамейке у конторы, задумчиво допивала кофе и собиралась уже идти дальше поднимать экономику нашей родины, но тут пришли какие-то мальчики…

  • Мальчик Мигель и все-все-все

    Плюсы большой дружной семьи - до тебя всегда всем есть дело. Минусы большой дружной семьи - До тебя . Всегда. Всем. Есть. Дело. Это, собственно, и…

  • "По соображениям совести"...

    ...Просто хорошая история про хорошего человека. Всегда интересовали такие люди - библейски выражаясь, жестоковыйные. Способные до конца стоять на…

  • "Земля кочевников" (фильм)...

    ...хоть и снят на основе книги Джессики Брудер - совсем другая сказка. Да, это тоже роуд-стори (роуд-муви), посвященная новым кочевым племенам…

  • (no subject)

    Тут в "Эсквайре", оказывается, был опубликован классный цикл статей - эдакий путеводитель по сериям "Молодого папы" - хулиганского творения Паоло…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments