megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

В вагон торопливо забегает маленькая женщина лет 55-60: короткая встрепанная седая стрижка, портфель, чехол для нетбука, сбившийся на сторону шейный платок. Оборачивается и энергично машет рукой оставшемуся на перроне спутнику. Он - невысокий очень коренастый мужчина тех же лет, очень красиво снежно-седой и смуглый, похож на кинематографического старого казака. Машет в ответ, зычно восклицает в сходящиеся двери:
-Не волнуйся! Ты умница, у тебя все получится!
Недеюсь, у нее и правда - получится. Что бы то ни было.
...

Читаю с умеренным интересом очередную книжку Пилчер. В ее фирменном стиле: неторопливая семейная сага со сложносочиненными родственными связями, чаепитиями за столиками в саду под теплыми пледами, йоркширским пудингом, любовным обихаживанием садиков, прогулками к морю, сельскими магазинчиками, охотничьими вылазками на пустоши и триумфальным после возвращением - отсыревший охотничий костюм пахнет мокрой шерстью, полный ягдташ оттягивает плечо, лица обветрены, собаки устало шлепают по грязи. Короче, чисто английский уют, со знаком ТМ, несмотря даже на погромыхивающую на горизонте Вторую Мировую. Подумалось, что на российской почве такое написать невозможно, если попытаться соблюдать хоть какую-то историческую точность. Перипетии российского бытия 20 в. ... Кто из моих родственниц смог бы стать героиней саги в стиле Пилчер? Прабабушки точно в пролете - с Гражданской войной, коллективизацией и Второй мировой, с оккупациями, эвакуациями и проч. Бабушки? Военное детство на оккупированной территории или в тыловой Уфе - в бараке, потом работа в колхозе, на стройке, на лесоповале (без никакого "слабый пол"!), в 17 лет - в Германии. Мама? Бедная семья, переезды вслед за отцом-военнослужащим, работа на заводе с 17, замужество, жизнь с мужем и ребенком в одной восьмиметровой комнатенке, 90-е годы, разваливающийся оборонный завод. Тоже не очень-то уютно! Не хочу сказать, что вся история моей семьи видится исключительно в мрачных красках, совсем нет. Но и картинки уютного родового уклада не выходит, милых дамских романов а-ля старушка Пилчер из российского материала сделаешь - все равно что пытаться выкроить пледик из ткани гимнастерки.

...
Дома сейчас по вечерам взялась смотреть бибисишный сериал "Всемирная история живописи от сестры Венди". Там такая трогательная маленькая монахиня так уютно рассказывает про различные периоды в развитии мирового искусства - ни дать ни взять проводит экскурсию по монастырскому садику: "А здесь мы видим крокусы, посаженные сестрой Мартой..." - с искренним любованием и крокусами, и сестрой Мартой, и желанием поднести все это спутнику - как подарок в красивом узелочке.
Еще мне очень импонирует, как в самой первой серии сестра Венди сказала, что, в отличие от науки, в искусстве не может быть речи о каком-то линейном развитии от примитивного к высокоразвитому. Искусство - это всегда отображение чаяний и устремлений человека на данном этапе, выражение его понимания Абсолюта. Здесь категориями "лучше-хуже" оперировать невозможно.
Мне нравится такая точка зрения.
Tags: зарисовки с натуры, личная история, повседневность, хорошие вещи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments