megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Книжное

Ребекке Куанг с ее "Опиумной войной" удалось вызвать у меня синдром заклепочника - а это со мной редко. Но тут уж очень я прониклась сценой, в которой главная героиня, обучающаяся в некой элитной военной академии, решает (извините, дальше неаппетитно) избавиться от особенностей женского репродуктивного цикла, могущих ей помешать в учебе, для чего идет к врачу (у них там при академии лазарет, все как в лучших альма-матер), и этот эскулап дает ей выпить (!) некое зелье (!), разрушающее ткани матки (!!). После чего, эдак с недельку покорчившись на казарменной койке и повыблевывав отмирающие ткани (простите, я предупреждала), героиня возвращается в строй как ни в чем не бывало, оставив читательницу (то бишь меня) с от такими глазами и двумя жирными знаками вопроса в зрачках: как и нахрена?? Ну т.е. если у них там медицина на таком уровне, что принятые per os лекарства способны точечно разрушить ткани одного органа, не сожрав к ядрене фене окружающий организм, то как же они не дотумкали до других, более щадящих способов контроля женского цикла? Ну на худой конец даже просто оперативное вмешательство было бы лучше эдакой жести-ради-жести.
И там все такое. Купила я книгу, польстившись на хвалебные отзывы в Интернете, да и наклеечки на переплете обещали нечто как минимум густо премированное. А под переплетом оказался плохо склеенный коллаж или, если уж оперировать метафорами в русле книги, нечто вроде мифического китайского зверя цилиня - тело коня, ноги оленя, голова дракона и так далее. Перед нами некая империя из альтернативной Восточной Азии. Писательница совершенно точно вдохновлялась Поднебесной, причем сразу несколькими периодами ее истории - тут и Средневековье, и опиумные войны и, судя по всему, Вторая мировая, в частности явные аллюзии на Нанкинскую резню. В итоге вышло ни то, ни другое, ни третье - при явно средневековых традициях и быте жители государства Никан владеют многими современными технологиями, явно знают, что такое лаборатории и исследования, но воюют лучниками и конницами, а их мировоззрение представляет собой причудливую мешанину современного индивидуалистического сознания, родовых поверий и анимистических религий. Это могло бы быть даже интересно, вот как сочетание немого черно-белого кино и космических путешествий в многослойной фантасмагории Валенте "Сияние". Но Куанг не Валенте, поэтому читателя ждут очень схематично набросанные декорации, бесчисленные вундервафли и рояли в кустах, а главное - никакого объяснения тому, как вообще вышло вот это причудливое сочетание технологий и магии и в чем причина такого мозаичного прогресса-то. Может, конечно, все эти концы как-то подвязываются в следующих книгах - потому что это только первый том - но когда авторша решила попросту утопить последние страницы книги в потоках кровищи, продолжения ждать расхотелось радикально. Автору на заметку - человеческий мозг, так уж сложилось, крайне плохо воспринимает громадные числа. Одна зареванная сиротка у дороги способна пронзить душу насквозь, армия ревущих детишек, выстроенная по обочинам, вызывает желание проскочить побыстрее. Выкручивать эмпатию на максимум, соревнуясь в количестве убийств на страницу, - плохая идея. Помимо гор (буквально) трупов, которые в таком количестве уже не вызывают никакого эмоционального движения, пыток и разнообразного стекла, нас ждут еще секреты боевых искусств, сводящиеся в итоге к "а потом она повела рукой - и все враги разлетелись клочками по закоулочкам", ждет невероятно прекрасный и невероятно несчастный главный любовный интерес для героини, заклятый враг, который становится другом, чтобы через секунду погибнуть на глазах гг, чтобы непонятным образом воскреснуть, чтобы опять тут же погибнуть (не спрашивайте), и настоящий атомный армагеддец, который устраивает хорошая девочка Рин для целой нации, при этом, конечно, все еще оставаясь достойной сочувствия и понимания в высшей степени достойной личностью.
Пожалуй, единственное, что мне действительно понравилось, так это то, как вначале описывается Рин и ее учеба в академии. Здесь, на первых десятках страниц, все еще и психологически, и фактологически более-менее достоверно: и сама героиня, которая именно такова, какой бы была настоящая сирота, выросшая в чужом углу, - не ангелоподобное дитя, а жилистый волчонок, упорный, живучий и недоверчивый даже себе в ущерб. И фанатизм ее в учебе вполне достоверный, и даже то, как решительно она расстается с гипотетическим материнством (если б не способ, которым она это осуществила). А вот дальше начинается уже та фантастика, которая происходит скорее от небрежности, нежели от богатства воображения, и этой небрежности все больше и больше к концу.
И еще замечу вот что: на мой взгляд, одно из главных свидетельств тщательной работы автора над текстом - это второстепенные персонажи, окружающие главного героя. История не может вращаться вокруг одного человека, это смотрится неестественно. Если ты даешь герою какое-то более-менее постоянное окружение, потрудись, чтобы оно тоже имело какие-то характерные черты, собственные историю, мотивацию. Необязательно прописывать их от и до, но когда автор знает своих персонажей - это сразу чувствуется. Вокруг Рин, к сожалению, всю дорогу картонные шаблоны, просто статисты, играющие роль Верного Друга, Загадочного Возлюбленного, Мудрого И Слегка Безумного Сэнсэя и т.д. И даже попытки автора придать им какую-то живость через предысторию, через описание их внутренних конфликтов проваливаются именно потому что вся их предыстория, все их конфликты так или иначе завязаны на главную героиню, они просто не существуют без нее, они только отбрасываемые ею же тени. От этого возникает следующий неприятный эффект - все "человеческие", все эмоциональные ниточки романа провисают в пустоте. На месте человеческого в романе просто вакуум.
Tags: книгофил, окололитературное
Subscribe

  • Спасти рядового Геру

    Слушайте, я вот даже задумываться не хочу, байка это, преувеличение или жиза жизовая. Жизнь, как известно, бессовестней литературы, а история так…

  • Попрошайка

  • (no subject)

    Основное мое дачное занятие сейчас - выпалывание сирени из ландышей.Как бы экзотически это ни звучало. Потому что сирень у нас претЬ и норовит…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments