megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Category:

О налоге на доброту и не только

И вот еще хотела по следам прошлого поста записать о том, почему-таки формат отношений "а пущай одни свободно реализуют свое право кусать, а другие - свое право кусаться в ответ" так плох в качестве общественного modus vivendi. Если что, дальше будет заурядное кэпство, никаких откровений, я скорее для себя такие вещи фиксирую.
Есть такая штука, я ее про себя называю "налог на доброту". Впервые у меня это выражение соткалось, когда я в чужом городе стояла в очереди в кассу супермаркета. За кассой сидел слабослышащий сотрудник. Я знала, что эта торговая сеть принимает на работу людей с ограниченными возможностями, но столкнулась впервые. Молодой парень все делал в соответствии с каким-то, очевидно, изначально заданным алгоритмом, позволяющим максимально нивелировать затруднения в коммуникации. Но они все равно нет-нет да возникали: кто-то из покупателей что-то переспрашивал, кто-то без очков не видел цену, высвечивающуюся на экране кассы. Словом, очередь таки двигалась медленнее соседней. Совсем ненамного. С учетом всех поправок на разный размер продуктовых корзин и т.д., может, на полминуты или минуту позже, чем если бы встала в другую кассу, я смогла оплатить свой товар. Вот это незначительное затруднение я и назвала "налогом на доброту", хотя, конечно, на самом деле дело даже не в доброте как таковой. Доброта - это когда идешь и жертвуешь благотворительной организации или сам волонтеришь. А это налог скорее на твой собственный комфорт, ты самую малость поступаешься своим желанием быть обслуженным как можно быстрее и качественней, ради того чтоб на выходе получить общество, в котором инвалид не оказывается изолирован и беспомощен, в котором ты сам, если вдруг получишь какое-то физическое увечье, можешь рассчитывать найти работу и оставаться более-менее самостоятельным или если, не дай Бог, у тебя случится ребенок-инвалид, ты будешь знать, что он не окажется выкинут на обочину после твоей смерти, а сможет жить один.
И так во всем. Когда ты пропускаешь вперед в очереди женщину с зашедшимся младенцем на руках, ты немножечко участвуешь в создании общества, терпимого и доброжелательного к матерям и маленьким детям (возможно, к твоим собственным детям и внукам). Когда ты уступаешь место в транспорте согбенному старичку с тростью, ты немножко создаешь общество, гуманное к старикам. Когда ты выбираешь общаться вежливо даже с человеком, который с твоей точки зрения в чем-то не прав, - ты создаешь вежливое общество. Когда ты выбираешь не насмехаться над человеком из-за его нестандартной внешности, ты создаешь общество, в котором будут терпимы и к твоим изъянам, ежели они проявятся. Мы социальные животные. Мы всегда зависим от того, как ведут себя наши сородичи вокруг нас и инстинктивно подхватываем их тон и настрой. Все эти слова про сугубую независимость мышления и абсолютно автономную волю - не более чем иллюзия, мы не можем не влиять и не подвергаться влиянию, мы чисто биологически именно на это рассчитаны. Есть версия, что таким большим мозгом и такими могутными извилинами мы обзавелись исключительно из необходимости выстраивать все более сложные коммуникационные сети с сородичами. У нас огромный ресурс существует только для того, чтобы лучше понимать своих сородичей - от речевого аппарата до зеркальных нейронов. Мы все время отражаемся друг в друге.
Если мы берем за правило задевать и высмеивать окружающих - просто так, ради фана, или потому что с чего-то считаем себя вправе исправлять и учить других, как надо жить, мы тем самым создаем общество, в котором это - норма. В котором в любой момент тебя могут укусить за мягкое и уязвимое, а ты должен быть готов ответить. И даже если лично ты окажешься счастливым обладателем самой прочной и самой укусоупорной шкуры в округе, градус нервозности вокруг тебя с неизбежностью будет повышаться и повышаться. Люди будут меньше доверять друг другу, создавать меньше близких связей, менее охотно кооперироваться, их силы будут распыляться на постоянные мелкие стычки.
Собственно, скорее всего все сложные этикетные ритуалы всегда возникали именно из этого. Если посмотреть на самые разные человеческие сообщества, где люди так или иначе зависят друг от друга, работают вместе, обороняются бок о бок, можно обнаружить, что везде существуют те или иные нормы вежливости и механизмы ухода или разрешения конфликта. Я тут уже размещала ссылку на лекции "Арзамаса" про культуру северных ненцев. Там лекторы довольно много говорят о том, как этот народ, который только по недомыслию можно назвать примитивным, бережно обращается со словом, как там важно соблюсти правильный ритуал приветствия, начала разговора, как важна невербалика, как там стараются избегать прямого отказа и о своем несогласии заявляют невербальными средствами, иносказаниями - чтобы, с одной стороны, прояснить свою позицию, а с другой, не обидеть человека, не заиметь врага. Потому что в тундре всегда есть вероятность того, что именно от твоих отношений с соседом будет зависеть, переживешь ты буран или нет.
Наше современное общество, конечно, более атомизировано и дает большую иллюзию самостоятельности. У среднего горожанина вполне может возникнуть мысль, что уж он-то никак не зависит ни от своих соседей (которых он, скорее всего, даже не знает по именам), ни от родственников (которых, возможно, вспоминает только под Новый год). Однако одновременно он может зависеть от полусотни своих френдов на Фэйсбуке, так или иначе впитывая их мысли, их полемики и заражаясь общим настроением. А кроме того, именно в современном обществе пресловутый эффект бабочки работает с особенной силой. Последние события тому очередной порукой. Можно полагать себя абсолютно независимым от своего соседа, но в какой-то момент его решение соблюдать или не соблюдать предписанный врачом режим может в буквальном смысле определить твою жизнь. Каждый из нас отвечает за всех. И решает за всех. Даже если очень не хочется. Даже если кажется, что это не так.
Tags: человековедение
Subscribe

  • Дыбрики

    Сидела на скамейке у конторы, задумчиво допивала кофе и собиралась уже идти дальше поднимать экономику нашей родины, но тут пришли какие-то мальчики…

  • Мальчик Мигель и все-все-все

    Плюсы большой дружной семьи - до тебя всегда всем есть дело. Минусы большой дружной семьи - До тебя . Всегда. Всем. Есть. Дело. Это, собственно, и…

  • "По соображениям совести"...

    ...Просто хорошая история про хорошего человека. Всегда интересовали такие люди - библейски выражаясь, жестоковыйные. Способные до конца стоять на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Дыбрики

    Сидела на скамейке у конторы, задумчиво допивала кофе и собиралась уже идти дальше поднимать экономику нашей родины, но тут пришли какие-то мальчики…

  • Мальчик Мигель и все-все-все

    Плюсы большой дружной семьи - до тебя всегда всем есть дело. Минусы большой дружной семьи - До тебя . Всегда. Всем. Есть. Дело. Это, собственно, и…

  • "По соображениям совести"...

    ...Просто хорошая история про хорошего человека. Всегда интересовали такие люди - библейски выражаясь, жестоковыйные. Способные до конца стоять на…