megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Category:

Прикладная теология с кратким курсом интриговедения в условиях современности

"-Хочу сказать вам, Ваше Святейшество, что вы просто дьявол.
- Разве? А вот многие мои близкие считают меня святым".

Досмотрела "Молодого Папу", и теперь мне прям любопытно, читал ли Соррентино, когда его снимал, перес-ревертевскую "Кожу для барабана"? Вряд ли, конечно, но Ленни Белардо мне упорно видится эдаким гибридом двух главных героев "Кожи.." - отца Лоренсо Куарта и отца Приамо Ферро. От Куарта - трудное детство, комплекс вечного сиротства, внешняя невозмутимость, ну и собственно внешность - "непозволительно хорош для священника". От Ферро - определенно упрямство, мессианство, гордость, нечувствительно переходящая в гордыню. Ну а богоискательство - от них обоих плюс изрядно сверху. Потому что есть и существенное отличие от упомянутых мною двоих: если в книге Перес-Ревертэ все мировоззренческие вопросы оба героя вынуждены решать сугубо в плоскости экзистенциализма и богооставленности, то у Ленни-то определенно есть номер телефона небесной канцелярии, и его заявки там явно рассматриваются вне очереди. Что совершенно не исключает ни сомнений, ни терзаний, ни "Папа не верит в Бога!!!" - регулярной паники всех окружающих, кому от этого богоискательства прилетает.
Вообще образ получился очень цепляющий - с первых же кадров главного героя хочется стукнуть по башке чем-то тяжелым. Чем дальше, тем это желание возникает чаще. Особенно когда этот прекрасный человек, владыка помыслов миллионной аудитории, в лучших традициях примадонны и drama queen начинает отыгрывать бедного сиротку. И ты сразу покрываешься фейспалмами от и до, потому что ну реально, мужик, сколько можно? Тебе под полтинник, ты на вершине мира и ты до сих пор не способен похоронить свою обиду на родителей, которые и сами, пардон муа, скорей всего уже не то чтоб живы?
Но потом понимаешь, что корни сиротства Ленни гораздо глубже. Это то самое экзистенциальное сиротство, которое дано в удел всему человечеству, просто этот конкретно ощущает его острее. И не просто отца и мать он ищет, но Отца и Мать. И совершенно не случайно видит то, что видит, за минуту до финальных титров.
Вообще весь этот фильм, как я сформулировала для себя - это история перехода от Ветхого Завета к Новому на примере одного конкретного котика. И с этой позиции все противоречия богатого унутреннего мира Ленни Белардо объясняются проще некуда: вы Ветхий Завет откройте, они там все через одного такие. Мне, наверное, потому и зашло, что люблю эпос-пафос-драму, а в современных интерьерах оно вообще чудно смотрится, примерно как вторжение ахейцев в чистенький голландский пригород. Но если вы подумали, что Соррентино реально снял что-то тяжеловесное и смертельно серьезное, то я неправильно объяснила. Потому что вещь вышла замечательно легкая, остроумная, саркастичная и откровенно хулиганская. Непринужденно пробегающая, как по клавишам, по всем актуальным нынче социальным триггерам. С замечательно живыми и неоднозначными персонажами. На самом деле это отдельное наслаждение - наблюдать, как каждый или почти каждый из героев поворачивается какой-то неожиданной гранью, стоит нам только успокоенно прилепить на него ярлычок устоявшегося мнения. Некоторых я прям особенно полюбила. В фаворитах, конечно, сестра Мэри, Гуттьерес и кардинал Спенсер, но превыше всех - бедный кардинал Войелло. Который, конечно, весь такой интриган-интриган, политик-политик, а потом смотришь и понимаешь, что это натуральный Иов на государственной службе. Или даже вернее бедная многозаботливая Марфа при витающей в горних высях Марии, которая такая: "Мария, ради всего святого! У нас котировки падают!!!", а ей в ответ вечное томное: "Оставь меня, старушка, я в печали...", прям хоть иди и придуши лично. И когда этот несчастный Войелло, стоически отчерпывающий воду из изрядно накренившейся ладьи святого Петра, вдруг в какие-то моменты что-то видит и понимает, ну такое, сияющее там, в высях, - и плачет от этого, трудно не захлюпать носом, потому что это, в общем-то, про всех.
Если подытожить, у Соррентино получилась замечательно веселая, едкая и провокационная история-эксперимент о том, что получится, если во главе организации, отвечающей за коммуникацию с божественным, вдруг встанет человек, который по-настоящему хочет говорить с Богом. Спойлер: огребут все без исключения. Но многим даже покажется, что оно того стоило.



ЗЫ. Для фанатов интертекста порекламирую еще на "Арзамасе" лекции Тамары Эйдельман по "Молодому Папе" . Насладитесь тем, сколько всего можно напихать в одну историю.
Tags: киносеанс
Subscribe

  • Дыбрики

    Сидела на скамейке у конторы, задумчиво допивала кофе и собиралась уже идти дальше поднимать экономику нашей родины, но тут пришли какие-то мальчики…

  • Мальчик Мигель и все-все-все

    Плюсы большой дружной семьи - до тебя всегда всем есть дело. Минусы большой дружной семьи - До тебя . Всегда. Всем. Есть. Дело. Это, собственно, и…

  • "По соображениям совести"...

    ...Просто хорошая история про хорошего человека. Всегда интересовали такие люди - библейски выражаясь, жестоковыйные. Способные до конца стоять на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Дыбрики

    Сидела на скамейке у конторы, задумчиво допивала кофе и собиралась уже идти дальше поднимать экономику нашей родины, но тут пришли какие-то мальчики…

  • Мальчик Мигель и все-все-все

    Плюсы большой дружной семьи - до тебя всегда всем есть дело. Минусы большой дружной семьи - До тебя . Всегда. Всем. Есть. Дело. Это, собственно, и…

  • "По соображениям совести"...

    ...Просто хорошая история про хорошего человека. Всегда интересовали такие люди - библейски выражаясь, жестоковыйные. Способные до конца стоять на…