megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Categories:
Затыка со всеми этими возрождателями Традиционных Семейных ЦенностейТМ в виде непременно многодетной семьи с женой, курсирующей между тремя "К", и мужем-добытчиком, в том, что у них сплошь и рядом все идеологическая платформа выглядит как "Здесь играем, здесь не играем, здесь рыбу заворачивали". И нынешний хайп вокруг некоего православного психолога, внезапно возжаждавшего свободы от жены и пятерых детей (ссылку давать не буду, кому интересно - легко найти, взрывная волна гуляет по ФБ и отчасти по ВК), этот парадокс лишний раз красиво подсветил. Во-первых, традиционная семья а-ля натюрель - это совсем не то, что обычно рисуется современным борцам за все хорошее и посконное. Уже хотя бы потому что на протяжении истории человечества форм семейного обустройства было великое множество, включая полигамию, полиандрию и веселый всеобщий промискуитет, по-видимому, тоже был, и все эти формы являлись логическим следствием конкретных условий проживания конкретной человеческой общины. Много женщин остается вдовыми или осиротевшими в результате частых военных конфликтов? Пожалуйте полигамию и наследственные браки, когда младший брат обязан жениться на вдове старшего. Очень мало пригодной для прокормления земли и совершенно невозможно еще и делить общий невеликий клочок между тремя выросшими сыновьями? Значит, берем им одну невесту на троих, пусть живут все вместе и радуются, что хоть так. Ну хорошо, это все где-то там, не в нашем районе, а вот у нас... а у нас тоже не все так просто, уже хотя бы потому, что нуклеарная семья - папа-мама-их дети - на протяжении поколений была редкостью. Гораздо чаще наши предки жили так называемой Большой Семьей, где главным был старший в роду, покуда он не утратил сил и разума, потребных для руководства. Иногда, к слову, это могла быть и старшая. Все прочие находились в подчинении у большака или большухи, даже уже бородатые и женатые сыновья. Вдобавок эта самая Большая Семья была тесно связана с Общиной, понятие "это наше личное дело" - это вообще совсем свежая идея по меркам человечества.
Во-вторых, эта большая, неповоротливая, очень консервативная в силу самого своего устройства, но зато очень устойчивая конструкция под названием "Традиционная Семья", в общем-то, служила одной цели - выживанию. Понятное дело, что любой человек интересуется не только насчет жить или не жить, но также как и зачем. Поэтому если в Большой Семье повезло собраться в основном адекватным трезвомыслящим людям (и главное, если наверху оказался именно такой человек), то, полагаю, уж как-то они налаживали более-менее сносную жизнь для всех ее членов, по возможности стараясь учитывать интересы каждого. Но надо понимать, что понятие индивидуального счастья в этой конструкции все-таки стоит номером хренадцатым, да, даже если речь об индивидуальном счастье собственно патриарха и главы рода. Для современного человека первого или хоть второго мира, у которого все-таки на повестке дня отнюдь не только и не столько продление биологического существования - это очень удушающая, очень давящая концепция. Требующая практически полного отречения от всего того, что принято считать важным, - личный успех там, личные цели, даже личная романтическая привязанность. Словосочетание "я несчастлив" на фоне этой громады Большой Семьи вообще как-то теряется. Ну несчастлив ты. Печально, конечно, но мы все здесь не ради тебя собрались. Современному человеку, даже если на словах он увлеченно топит за все эти глянцевые картинки с мужиком в косоворотке, долгокосой женой и десятком румяных ребятишек, это на нутряном уровне не в лад. Поэтому-то современные типа-традиционные семьи отличает некоторая эфемерность конструкции, в отличие от нерушимого монолита Большой Семьи. Если что, я совершенно не хочу оскорбить сейчас те прекрасные многодетные семьи с традиционным разделением обязанностей мужа и жены, которые я знаю, дай им всем Бог долгих и счастливых лет совместной жизни. Но надо понимать, что сейчас вступать в такой союз немножко сродни экстремальному виду спорта - увлекательно, но цена ошибки выше некуда.
Особенно это касается женщины.
Жизнь наших прапра-и далее бабушек была во многих отношениях куда тяжелее наших. Их быт был значительно скуднее, их права были непредставимо - по нашим меркам - ограничены. Но есть нюанс. Махина Большой Семьи не только давила, но и защищала. Защищала в том числе и женщину с детьми. А отсутствие множества естественных для нас прав отчасти (отчасти!) уравновешивалось и отсутствием личной ответственности. В Большой Семье, понимаете ли, мужику, вздумавшему освободиться от законной водимой с пятью детьми, нужно было иметь для этого до крайности веские основания, чтоб было что предъявить главе рода, да еще с общиной объясниться потом. Даже когда родовая община начала распадаться в связи с индустриализацией и отрывом от земли, старые правила еще долго продолжали отзываться эхом, и пока многодетные семьи были обыденностью, развод во всех практически странах был или невозможен, или до крайности затруднен. Это, надо полагать, не означало семейной идиллии - мужики, заскучав вблизи законной юбки, бегали в кабак или до какой-нибудь веселой вдовушки, городские ремесленники пополняли казну дешевых борделей, аристократы развлекались с мамзелями соответствующего пошиба, осложняя себе жизнь бастардами и болячками, - и можно представить, что ничьих жен это не радовало. Но жена, по крайней мере, знала, что, гуляет ее супружник или нет, вычеркнуть ее и их общих детей из своей жизни со словами "извини, это была ошибка" он таки не сможет. По крайней мере, законным путем, не пускаясь в бега. У него не будет хора поддерживающих голосов общественности, если он заявит, что ее талия и грудь после пятых родов как-то одрябли и уже не будят в нем романтического вдохновения. Никого не впечатлят красивые слова об экзистенциальном кризисе и нежелании вести двойную жизнь. Это твоя семья. Это плод твоей клятвы перед Богом и обществом. Это то, что ты обещал беречь и защищать. Обществу не интересно, счастлив ты или нет, обществу интересно, насколько ты справляешься со своими обязанностями. Не справляющийся лишается доверия общества. Без доверия общества ты или сдохнешь, или как минимум очень сильно упадешь в статусе. Все.
Такой уклад может нравиться, может не нравиться, может пугать, как пугает все величественное, монументальное и... давящее, но ему, по крайней мере, не откажешь в честности. Так вот любая дискуссия со сторонниками возрождения традиционной семьи в конечном итоге упирается в то, готовы ли они от и до перенести вот этот колосс в свою повседневную жизнь и верно служить ему. По кусочкам не получится. И да, это, конечно, будет совсем другое общество, буквально во всем, потому что социальное неизбежно потащит за собой правовое и экономическое, и не факт, что оно понравится всем тем, кто так ратует сейчас за красивые и нереалистичные картинки. Мечтать-то о статусе патриархального главы рода - это одно, а вот назвавшись груздем, таки залезть в кузов, - саавсем другое. Как лишний раз можем убедиться - не всем, не всем это посильно, кто бы что ни говорил.
Tags: человековедение
Subscribe

  • (no subject)

    Чем больше читаю всякого научпопа про мозги, тем больше подозреваю, что это такой орган, который, в принципе, сам себе Рим и мир. Если уж слуховые…

  • (no subject)

    В дискуссиях о допустимости/желательности смертной казни чаще всего споры крутятся вокруг фигуры казнимого (что, если он невиновен? насколько мы…

  • (no subject)

    Наткнувшись в очередной раз на рекламу какого-то стопятьсотого тренинга женского счастья, задумалась, почему же все эти гуры уверяют целевую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments