megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Categories:
Совершенно случайно (не спрашивайте) посмотрела от начала и до конца "Осенний марафон", который до этого, как и многие фильмы "из детства", видела только фрагментарно и краем глаза. В очередной раз поразилась тому, до чего иначе воспринимаются те или иные вещи в зависимости от возраста. Вот и в этот раз - в общих чертах знакомое скучное "взрослое" кино про скучные взрослые отношеньки смотрелось неожиданно увлекательно - ну прям как хоррор. Ужасно реалистичный ужастик - маленький адок маленького человека. Еще и талантливо сыгранный, кстати.
На верхнем слое восприятия кажется, что это история о добром и слабом человеке, у которого все время получается так, что от его доброты всем только плохо.Он не может обидеть расставанием жену - и поэтому мучает ее своей неуклюжей ложью, беспомощность которой та прекрасно видит. Он не может причинить боль любовнице - и именно поэтому они на прямом пути к тому сценарию, о котором говорит его приятельница: "Ты промурыжишь ее до сорока лет, а потом бросишь" - да, именно так и будет. Он даже не может вовремя выкинуть за дверь бесцеременного соседа-пропойцу и в итоге вынужден выручать своего гостя, попавшего в беду из-за этого самого соседа. И вроде как кажется, что это история о таком немужчинском мужичке (как раз в период создания этого фильма стало очень модно говорить о вырождении мужественности, утрате мужского начала в воспитанных мамами позднесоветских вечных мальчиках), от которого страдают две прекрасные женщины.
Но на самом деле это история о нелюбви. Потому что ничего любовного нет ни в отношениях гг с его женщинами, ни в их - к нему - отношении. Для жены, кажется, жизненно необходимо поддерживать правильный, привычный уклад, в котором муж является главным атрибутом, хотя, пожалуй, она уже и себе-то толком не сможет ответить - а что ей-то с его присутствия, что он ей дает, какие чувства вызывает? Любовница - молоденькая, ласковая (на контрасте с отстраненной супругой) и вся такая жертвенно-любящая, (внешне) все принимающая, но на деле - очень упорно старающаяся подвинуть жену с законного места, всеми силами старающаяся доказать, что вот я, я была бы на ее месте лучше, вон, она и пуговицу тебе не теми нитками пришила, а я и с больным сердцем тебе обед готовлю! От ее заботы зрителю вчуже становится душно. Любви, если под любовью подразумевать понимание и уважение, там и в помине нет, когда уважают - не перетягивают, как канат.
Но самое главное даже не это, а безнадежная потребительская инфантильность буквально всех героев фильма. Все они страшно похожи на дурно воспитанных детей, упорно и безнадежно клянчащих конфетку у того, кого сами назначили родительской фигурой. "Дай, дай!" - и чумазыми пальчиками по карманам, по сумке, хватая за рукав - в упор не принимая такого факта, что конфеток нигде нет, да и родитель вовсе не родитель, а такой же жадный, не умеющий остановиться, растерянный ребенок, готвый уже расплакаться. Взрослости там и в помине нет - и я даже не про какую-то якобы приходящую с годами особенную мудрость, а про простое понимание того, что ты не центр Вселенной, и окружают тебя отнюдь не автоматы по бесперебойной поставке конфеток, а люди со своими интересами и чувствами, совершенно отдельными от твоих. И самое главное, что ускоренного взросления ожидать не приходится. Так и будет сплошной марафон по замкнутому кругу, покуда гг не свалит ранний инфаркт - и такую развязку, пожалуй, можно будет посчитать милосердием, потому что, как ни странно, только она-то всех и устроит.
Tags: киносеанс
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments