megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Categories:
Тут по телеку крутили сериал "Лето волков", я посматривала краем глаза и в который раз убеждалась, что вот есть книги, которые почти невозможно, наверное, внятно экранизировать. И "Тревожный месяц вересень" Виктора Смирнова, по которой снято это самое "Лето..." - как раз из таких. Я не очень люблю книги и фильмы про ту войну (много раз писала), мне это всё слишком больно, но "Вересень" как раз из тех, которые я читаю и перечитываю (как пересматриваю "В бой идут одни старики"). Сложно вот так с кондачка объяснить, почему.
Фабула-то там проста и вполне соответствует киношной. Молодой солдат Иван Капелюх после тяжелого ранения отправлен восстанавливаться на родину. Родина у нас - глухое село на границе Украины и Беларуси. И попадает Иван аккурат из огня да в полымя, потому как хоть немцев из села и прогнали, но непролазные леса вокруг заняты бандой бывших полицаев. Которым почему-то очень важно это село... Дальше там будет немного интриги - но совсем простенькой, пара смертей, пара боев из тех, которые не попадают в военные сводки, и одна любовь.
И вот в фильме всё так - да не так. Ну, там есть какие-то странные искажения, например, мне не хватало прекрасного совершенно мирового посредника Сагайдачного, маловато чудесной Серафимы с ее ядовитым языком и золотым сердцем, сам главный герой, пожалуй, чересчур ребячлив, не выдержан и наивен для фронтовика (в книге он куда более спокойный, терпеливый и тихий парень), да и немая красавица Антонина в книге хоть и столь же бессловесна, но все же не такая покорная телушка, там у нее есть личностное начало. Но дело даже не в этом, в фильме показано действие - но утекает всё, что между действием, а там это как раз самое главное. Потому что книга, при всей военной тематике, очень лиричная и личная. Поэзия места в ней передана так, что и белорусские леса с их подпирающими небо соснами, и опадающий с вишен кроваво-красный лист, и туманы, укутывающие убогие хатки, и золотые шары в палисадах, и косули, и сойки, и дымки над крышами - всё это полноценные участники действия, неразрывно связанные с сюжетом. И запах гимнастерок и ватников, и песни на бедных военных деревенских посиделках, и звяканье ведер с молоком, и лязг хорошо смазанного затвора - всё это описано так, что чувствуется и слышится не ухом, а костным мозгом. Тонкая фигура Антонины, идущей по утренней росе к роднику, фигура вне времени и пространства, вне войны и деревенского грубого быта, фигура девушки с единорогом со средневекового гобелена - это то, что бессильна передать кинопленка, и совершенно непонятно, чего это главного героя так контузило этой странной блаженной девкой, когда прям под боком куда более яркая и доступная. И наконец, в фильме нет того главного, о чем, собственно, вся книга. А она даже не о бандитах, она о том, как люди, страшно травмированные и обожженные, изживают в себе войну, исцеляются после нее. Как постепенно приходит понимание, что леденящий страх, повелевающий замереть и сидеть тихо-тихо, может, и полезен для выживания, но душит всякую возможность жить. Что отсиживаться поодиночке совершенно невозможно, если хоть надеешься на какое-то общее будущее. Что повесить изверга-бандита на ближайшей осине, конечно, самое логичное решение для военного времени, но оно совершенно неприемлемо для мира, оно отменяет закон, отменяет мир. Что судить и карать - гораздо легче, чем вникать в тонкости, но исцеление именно с внимания к тонкости и начинается, с подбирания и связывания тех оборванных ниточек, которые идут от человека к человеку. Она о людях на войне и после войны и о том долгом пути, который занимает этот переход из одного состояния в другое. Она, в общем-то, о живой и мертвой воде, а как это экранизируешь.
Вот финал "Лета волков", самые последние кадры, - он да, он немножко передает.
Tags: киносеанс, книгофил, хорошие книги
Subscribe

  • Дата

    К празднику выложу-ка военные письма из Гомельского музея воинской славы. В Гомеле была этой зимой и все что-то руки не доходили показать все…

  • (no subject)

    Вчера дотопали таки с мужем до паровозного депо "Подмосковная".Это музей, естественно, но экспонаты уникальны тем, что стоят под паром. Ну т.е.…

  • (no subject)

    Выставка "БАМ-45" совсем маленькая и в основном по современному периоду. Из архивного - только видеосъемки, которые крутят на большом экране вместе с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments