megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Category:
Вот интересно, что люди, так любящие сакраментальный вопрос: "А как же наши прабабки в поле рожали/шестнадцать детей поднимали/в огороде пахали/по дому все успевали, а еще на досуге вышивали да калачи пекли?", как правило, всерьез-то и не задумываются - а правда, как?
Да хреново, на самом-то деле. В смысле, не попорукие такие были, а успевали все хреново (по нынешним стандартам, разумеется). У американки Джаннет Уоллс, прославившейся своими трешовыми воспоминаниями о детстве, есть менее известная книга, история жизни ее бабушки. Бабушка, на минуточку, жила уже в первой половине XX века, личностью была очень яркой, незаурядной, с бешеным количеством энергии. И вот описывает Уоллс бабушкин быт, в то время как сия достойная леди была фермершей и управлялась не только с двумя детьми, но и с работой на ранчо, а также готовкой-стиркой для всей семьи и нескольких работников-ковбоев. Там довольно подробно расписано, что и почем, но достаточно сказать, что меню их состояло из мяса, бобов и картошки - да, три раза в день, на завтрак, обед и ужин, какой там обед из трех блюд, какие сырники на завтрак? А одежду они носили до тех пор, пока грязь не становилась заметной невооруженным глазом и с достаточно далекого расстояния. После чего выворачивали наизнанку и носили еще немножко. Потом собирали все скопом в большие тюки и отвозили в город в прачечную. Да, у них была уже такая опция - прачечная. У кого не было, те, надо полагать, как и их товарки в России того времени - стирали руками и внагибку. Руки выглядели соответствующе, спина болела соответствующе.
Дети? Дети бегали где хотели и делали, в общем, что хотели, пока не приходила пора возложить на них часть хозяйственных обязанностей. Иногда они падали в корыта или в загон для скота. Ни о каких "развивашках" и воспитании по передовым методикам речи, естественно, не шло. И это, замечу, довольно состоятельная семья, имевшая собственные земли и батраков.
Если кому хочется сказать, мол, "в России-то было иначе, у нас бабы ходили чистые, в рубахах белоснежных да сарафанах вышитых, домашних разносолами баловали, детей в неге держали" - так этнографического материала касаемо быта тех самых прабабок, в общем-то, завались, начиная с "Жизни Ивана" и заканчивая более сухими наукообразными документами. "Огромный объем работы по хозяйству не оставлял стряпухе времени на готовку разносолов, и обыденная пища отличалась однообразием. Только в праздничные дни, когда у хозяйки было достаточно времени, на столе появлялись иные блюда. Вообще сельская женщина была консервативна в компонентах и приемах приготовления пищи. Отсутствие кулинарных экспериментов тоже являлось одной из черт бытовой традиции. Селяне были непритязательны в еде, поэтому все рецепты для ее разнообразия воспринимали как баловство. "Интересно в этом отношении свидетельство Хлебниковой, работавшей в середине 20-х гг. ХХ в. сельским учителем в с. Сурава Тамбовского уезда. Она вспоминала: «Ели щи из одной капусты и суп из одной картошки. Пироги и блины пекли один-два раза в год по большим праздникам… При этом крестьянки гордились своей бытовой неграмотностью. Предложение добавлять что-то в щи для «скусу», они с презрением отвергали: «Неча! Мои и так жрут да похваливают. А эдак совсем разбалуешь»"
(В.Б.Безгин, "Пища крестьянской повседневности" - https://old-cookery.livejournal.com/424866.html ). Кому скучно читать многабукаф, тот может просто посмотреть фотографии исторической хроники начала XX века и оценить степень промытости детских мордашек и простиранности рубах.
И, в общем, что-то мне подсказывает, что вдохновлять мужа на что-то там, равно как и "ухаживать за собой" у прабабок тоже времени не было. Тут, понимаете ли, поросята не кормлены, корова не доена, вода коромыслом не натаскана, не до ухода за пяточками или материализации желаний по рецепту славянских вед. Если загрузить человека делами на максимум, на каждое из этих дел в отдельности он будет тратить минимум - очевидно же. Да и стандарты жизненные понижаются соответственно степени задолбанности - тоже аксиома, не требующая, кажется, доказательств ни для кого, кроме фантазирующих хипстерских дев, коротающих досуг за вышиванием исконно славянских оберегов и по этой причине ощущающих себя сопричастными жизни "как раньше".



Женщина на фотке - реальная чья-то прабабка. Енисейская губерния. 1911 год. Она идет проверять неводы. Корова, надо полагать, уже подоена.
Tags: женская история, человековедение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    После работы все-таки доехала до Гостиного на нон-фикшн, повезло опередить основной поток книгоманов, покидающих офисы, и походить между стендов…

  • (no subject)

    Вот не так уж часто на самом деле от печатного текста приходишь в состояние прямиком по популярному мему "бежит орет". Но у меня сейчас именно тот…

  • "Киборг и его лесник" Ольги Громыко...

    ...оказался очень милой историей с оттенком производственного, как ни странно, романа. Именно юмора в этой книге не так уж много, но мне нынче…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments