megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Category:
Читаю "Одинокий город" Оливии Лэнг сейчас (очень любопытная книга-размышление о феномене одиночества - на примерах американских художников XX века), на фрагменте, посвященном Эдварду Хопперу, застряла, задумалась о том, что вот этот художник прямо-таки намертво сросся с титулом певца одиночества. Вот и его самое знаменитое полотно "Полуночники" (Nighthawks) называют олицетворением отчужденности человека в большом городе. Лэнг много говорит о "мертвенном" свете этой картины, о чувстве безвыходности, которое она вызывает.
А мне "Полуночники" с тех самых пор, когда я впервые увидела репродукцию, всегда казались очень умиротворяющей, приятной вещью. Должно быть, потому что они воплощают одно из самых приятных для меня состояний - уединение, возникающее, когда находишься в самой гуще ночного города, в самом центре причудливой паутины мегаполиса, когда вокруг, точно электрические цепи, мерцают, вспыхивают и гаснут сотни тысяч разнообразных человеческих связей, устойчивых, мимолетных, за которыми ты можешь наблюдать, развлекаясь, но не вовлекаясь. Забавно, что там, где мне видятся миллионы незримых нитей, сшивающих воедино всех участников, оказывается, искусствоведы всего мира видят портрет современной катастрофы, настигающей жителей огромных муравейников.(При этом я не спорю, что у Хоппера много очень тревожных картин, где и я считываю покинутость, отчуждение etc. - просто в отношении "Полуночников" для меня все с точностью до наоборот.)
В продолжение темы одиночества - что мне точно кажется его олицетворением, так это семейная жизнь Хоппера, про его отношения с женой я читала с чувством глубокой горечи.Это очень царапающая меня тема - самопожертвования в семье, когда один из пары умаляется ради возрастания другого. Мне горестно знать о таком, даже когда речь идет о добровольном акте, но в случае Хопперов эта добровольность вызывает сильные сомнения. До замужества Джо Хоппер очень преданно служила своей карьере художницы, хотя и не имела особого успеха. После того как она довольно поздно - в 41 год - заключила брак с Эдвардом, ее творчество почти сразу сошло на нет, дальше она занималась почти исключительно продвижением картин своего мужа. Даже если она и в самом деле значительно уступала ему в даровании, очевидно, что ее работа имела для нее очень большое значение, и - из песни слова не выкинешь - судя по некоторым свидетельствам, Хоппер приложил немало усилий, чтобы отвадить супругу от мольберта - скандалами, манипуляциями, созданием препятствий для ее занятий. Так, когда они жили в двухкомнатной квартире, одна из комнат считалась его мастерской, и когда он начинал трудиться над очередной картиной, вход туда кому-либо еще запрещался. Джо оставалось ютиться на оставшейся - общей их половине. Было ли там достаточно места для ее мастерской, а также на ком была организация быта - боюсь, вопросы риторические. Как бы то ни было, пара Хопперов - классический пример того ужасающего меня обыкновения, когда один вынужден затушить собственную искру и снести все наличествующее топливо к костру другого. Кто-то, наверное, скажет, что это справедливо - по крайней мере, так менее талантливый из супругов тоже может приобщиться к известности, пусть и опосредованно, через служение "гению". Но так ли уж полно это компенсирует утрату любимого дела? Есть ли вообще понятие "большего" и "меньшего", более или менее важного, когда речь идет о внутреннней потребности в самореализации, о потребности в творческом акте? И не имеет ли оставшаяся в истории "болтливость" и "шумность" Джо Хоппер, так забавно контрастирующая с величественной сдержанностью ее мужа, своим источником желание хоть как-то заявить о себе, проявить свое существание, не раствориться в тиши рабочего кабинета знаменитого художника?
Tags: изо, книгофил!, окололитературное, человековедение
Subscribe

  • Мария Гиппенрейтер, "Зигзаги судьбы"

    Когда-то я писала про книгу дочери известного детского психолога Юлии Гиппенрейтер, Марии Гиппенрейтер, описывающую ее детско-тинейджерские метания…

  • "Дарвин в городе", Менно Схилтхёйзен

    Проводя в этом году отпуск в южном городе, отметила для себя странное. Мои детские воспоминания о южных ночах неизменно включали в себя целую метель…

  • Бытовое и бытийное

    Когда я в юности недоумевала, как моя старшая родня может искренне кайфовать от садово-огородных работ, я просто не понимала, что этот дзен можно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments