megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Categories:

"Легкое поведение", или О важности своевременной капитуляции

Сначала был вот этот случайно схваченный в Сети ролик. Колин Ферт, танцующий танго, - само по себе зрелище достаточное, чтобы полезть искать исходники кадров. Оказалось - сцена из фильма "Легкое поведение" 2008 г. И да, в оригинале-то звучит другая мелодия, а жаль, потому как ритм легендарной Por una Cabeza, равно как и слова, по-моему, служили бы идеальным саундтреком к фильму. "Всего на голову" - переводится название этой танго-песни, отсылая слушателей к терминологии скачек, когда можно проиграться в пух и прах, если лошадь соперника в последнем рывке выходит вперед всего лишь на голову. Вот и герои фильма - все без исключения поставили в свое время не на того жокея и проиграли por una cabeza.
"Легкое поведение" заявлено на "Кинопоиске" как комедия, но это явная ошибка. Вернее, юмор-то здесь наличествует, но это такой саркастичный суховатый характерно-английский стеб, когда то ли смеяться, то ли плакать, то ли медитировать на несовершенство тварного мира (ну и парочка довольно искусственных гэгов а-ля американские комедии). Или вот еще одна остроязыкая японская фрейлина эпохи Хэйан могла бы в сходных интонациях описать коллизию, когда молодой наследник захудалого, но очень гордого аристократического семейства, прелестный мальчик с повадками породистого щенка, от которого все с нетерпением ожидают возрождения былой фамильной славы, вдруг возвращается из заграничного вояжа (обязательного для отпрысков славных родов периода безумств) - не один, а с женой. Американкой. Американкой и вдовой. Американкой и вдовой, зарабатывающей в данный момент участием в автомобильных гонках. А на дворе 1920-е, когда, с одной стороны, отказ от корсетов, подъем рабочего движения, первая волна феминизма, подолы выше лодыжек и голые женские шеи, а с другой - вся старая сословная мишура и окаменевшая динозаврова броня сложившихся представлений о должном и недолжном, гендерных нормах и проч. А семейство Уиттейкер - чопорная мамаша, сохранившая неприкосновенным мировоззрение времен своей молодости, две невротичные дочки, по уму-то, клиентки если не психиатра, то психотерапевта уж точно, и чисто номинально присутствующий папаша, накрепко контуженный Первой мировой войной. Словом, невестушке предсказуемо не рады, а невестушка, в свою очередь, совершенно не в восторге жить в пахнущем нафталином фамильном особняке, да в компании столь же нафталиновых - с ее точки зрения - родственничков.
Что меня больше всего подкупило в фильме - и что выгодно отличает его от сонма других типа-семейных-типа-комедий (иной раз не уступающих по степени трэша какому-нибудь кассовому хоррору) - здесь на самом-то деле понять можно всех. И пожалеть всех. И осудить тоже - кому что ближе.
Понятное дело, сначала самым очевидным кажется встать на сторону яркой Лариты, молодой жены, тем более что ее ценности - самостоятельность, умение своими руками строить жизнь, презрение к сословным перегородкам и искренность - как-то ближе к нынешним идеалам. Вместе с тем, если вдуматься, по итогам их общения новоиспеченные-то родственники имеют полное право считать себя обиженными. Ларита ведь что ни сделает шаг - все очередная трещинка в и без-того-то поосевшем фундаменте фамильной гордости.
А ежели посмотреть с точки зрения Вероники Уиттейкер, почтенной матроны, всю себя положившей на сохранение дома, семьи и состояния, должного образа жизни - так и вовсе понимаешь, что происходит катастрофа. Быть на ее месте - все равно что смотреть глазами капитана корабля, годы упорно ведшего судно через торосы, айсберги, жару, лихорадку и мертвые штили и теперь с отчаянием наблюдающего, как взбунтовавшиеся матросы один за другим сбегают на райские тропические пляжи танцевать с полуголыми туземками и плевать хотят на высокую миссию, ради которой все. Вспомнишь тут про линьки, килевание и прочие методы введения в ум, осуждаемые прогрессивной общественностью...
И сестрички тоже по-своему правы: легко ли годами окучивать немногочисленных местных кавалеров, более интересующихся лисьей охотой, нежели деревенской свежестью соседских барышень, и вдруг увидеть, как вся эта жалкая свита перезрелыми грушами сыплется под ноги залетной райской птицы? (Это я молчу про чудовищный конфуз на сельском празднике.)
И Джон Уиттейкер, хороший и наивный мальчик, честно женившийся на понравившейся женщине и искренне страдающий оттого, что эта женитьба так расстраивает любимую маму, - легко, конечно, сказать, что жену надо защищать, но ведь он "этого кота первый раз в жизни видит". Ну не первый, конечно, но когда на одной чаше весов скоропалительная любовь - а на другой - родной дом... то-то и оно.
А история с собакой! (это я так пытаюсь не спойлерить, гм.) Нет, правда, поставивши себя поочередно на место всех фигурантов, - уж на что мне симпатична Ларита - но собаку и я бы ей не простила.
Словом, войны никто не хотел, война была неизбежна - и получилось хорошее, ироничное и малость саркастичное, но в целом - доброе и грустное кино про то, что мы делаем друг с другом и со своей жизнью и как важно иногда вовремя сложить оружие и капитулировать. Что бы там ни говорила современная культура про лузеров и необходимость до конца бороться за счастье, иногда его цена такова, что лучше уж НЕ счастье. И свобода.


Tags: киносеанс, хорошие вещи, человековедение
Subscribe

  • (no subject)

    Зашел тут как-то разговор о взрослении и взрослости. В частности, прозвучало довольно популярное мнение, что современный человек постыдно инфантилен…

  • (no subject)

    Тут в какой-то мимопроходящей сетевой дискуссии уцепила чье-то возмущение сценой из вильневской "Дюны" (которая в данном случае повторяет сцену из…

  • (no subject)

    Осознание того, насколько же сместились возрастные рамки всего за пару-тройку поколений, настигает внезапно за чтением фантастической книжки,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments