megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Репортаж с книжной полки, очередной

Давненько не брал я в руки шашек, так что подборка получится даже не за какой-то определенный период года, а... в общем, по принципу "что вспомнилось интересного". Если кратко - о том, как и кто страдал в Средневековье, почему контркультура иной раз обходится дороже поп-культуры, куда мы идем и как дошли до жизни такой, ждать ли нам зеленых человечков, а также о том, как строились быт и бытие в эпоху Лиззи Беннет, Джейн Эйр и Шерлока Холмса, и об одном путешествии в формате"три верблюда, одна девушка и собака".

Уилл Гомперц, "Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси"
"Черный квадрат" Малевича, суповые банки Энди Уорхола, меховой чайный набор Мерет Оппенгейм, скандальный "Фонтан" Марселя Дюшана, ... да это же не искусство, а форменное шарлатанство, издевательство! Или все-таки искусство? Или и то и другое? Этим вопросам посвящена увлекательнейшая книга Уилла Гомперца, серьезно, ее можно читать как остросюжетный роман-шараду. Гомперц прослеживает эволюцию искусства и объясняет, как от нежнейших кувшинок Моне мы "докатились" до акулы в формалине и почему и то и другое - все-таки звенья одной цепочки, цепочки нескончаемых вопросов человека к бытию, из которых и рождается тот странный продукт человеческой деятельности, который мы определяем как "искусство". Совершенно не факт, что после этого вам вдруг откроется прелесть "Черного квадрата" Малевича или "Щенка" Джеффа Кунса, но во всяком случае вы сможете посмотреть на них с неожиданной точки зрения - минимум как на интересную провокацию.
Мне лично очень понравился рассказ про про "Баухаус" это такая трогательная история неслучившегося будущего, которое, право слово, могло быть прекрасным, если бы... Ну и про Уильяма Морриса, Бэнкси, Марину Абрамович и Йоко Оно - много интереснейших историй и неожиданных имен.




Джозеф Хиз, Эндрю Поттер, "Бунт на продажу. Как контркультура создает новые бренды"
Вам не кажется любопытным, что большинство революций - хоть культурных, хоть не очень - рано или поздно начинают косплеить зверя Уробороса, кусающего собственный хвост? Джозеф Хиз и Эндрю Поттер наглядно, на самых разных примерах - от феминизма и анархизма до скейтбордов - показывают, как любое контркультурное движение с неизбежностью проходит стадию коммерциализации и встраивания в систему в качестве одного из очередных - и не самых дешевых - брендов. Однако авторы не ограничиваются описанием консюмеризма как такового, но и демонстрируют, почему он логически следует из протестных движений, а также ставят под вопрос саму революционность контркультуры. Порой, на мой взгляд, они изрядно хватают через край, например, когда делают контркультурные движения ответственными за ряд провалов в социальной политике, однако нельзя не отметить, что кое в чем они правы: вопрос "Против кого дружим?", при всей свой эмоциональной остроте, все же несет в себе меньше преобразовательного потенциала, чем вопрос "Для чего дружим?". И не худо бы держать это в голове.
ЗЫ. Немного раздражает типично американская структура текста - когда одна и та же мысль многократно повторяется и разжевывается в кашицу. Но, допускаю, что это можно отнести и в категорию "ну очень доступная подача материала".





Митио Каку, "Физика будущего" и "Будущее разума"


От этих вещей я просто зафанатела на какое-то время, хотя, например, мой отец охарактеризовал их как "ну очень поп-научпоп". Да, это очень популярно изложенные идеи, тренды и направления, по которым работает современная наука и которые могут стать нашим будущим. Наверное, технарю читать будет скучно. Митио Каку рассказывает, как сейчас обстоят в мире дела с разработкой технологий бессмертия, медицинского центра на дому, телекинеза, передачи мысли на расстоянии, искусственного интеллекта, межзвездных путешествий - и как мы (в смысле, человечество) будем со всем этим уживаться. "Физика будущего" дает более широкий охват тем, в то время как "Физика разума" сосредоточена главным образом на трансформации человека - будем ли мы киборгами в будущем? или вовсе перейдем в какое-то иное состояние, которому сейчас нет названия?
И хотя временами автор несколько раздражает - в его подходе, когда он рассуждает о бедных странах и незащищенных слоях населения, порой отчетливо считывается незабвенное "Пусть едят пирожные" - все же его оптимизм отчасти возвращает к солнечному футуризму 1960-х - и это, после стольких десятилетий старательно нагнетаемого страха перед будущим, очень приятное возвращение.






Юваль Ной Харари, "Sapiens. Краткая история человечества"
Если Митио Каку задается вопросом: "Куда мы идем?", то профессора Юваля Ноя Харари больше интересует, как мы дошли до жизни такой - и этому он и посвятил свой бестселлер. И да, это НЕ оптимистичное чтение. Автор раз за разом демонстрирует трагические противоречия исторического процесса, когда человечество снова и снова вынуждено отказываться от одного, чтобы приобрести другое, - и не то чтобы всегда это был однозначно выбор в пользу лучшего. За относительную стабильность оседлого существования мы заплатили изматывающим трудом на окультуренных полях, за одомашнивание животных и безопасность проживания большими общинами - опустошительными эпидемиями, за специализацию рода занятий и возросшую производительность - имущественным расслоением, за рост численности населения - закрепощением женщин и т.д. И не то чтобы яблочко с древа познания догрызено до черенка - в будущем Юваль Ной Харари предвидит не менее сложные и неоднозначные выборы и связанные с ними кризисы. Так, предсказанное в будущем бессмертие вызывает у этого автора куда больше опасений, чем энтузиазма. Однако какую-то надежду он нам все же оставляет - в конце концов, мы потомки тех, кто сумел выжить и преуспеть, а у каждого поколения своя война.



Михаил Майзульс, Дильшат Харман и Сергей Зотов, "Страдающее Средневековье"

Эта чудная (ударение на ваше усмотрение) книга родилась из юмористического вконтактовского паблика, где к средневековым изображениям, иногда совершенно диким с точки зрения современного зрителя, добавлялись смешные подписи на злобу дня.
Однако книга не об этом или, вернее, не только об этом. Она вообще о феномене средневекового изобразительного искусства, которое по сути своей глубоко философично и насыщено символами, иногда могущими шокировать современного поклонника "добродетельной старины". Что бы сказали, например, нынешние неотрадиционалисты, так умиляющиеся благочестию предков, глядя на украшенные скабрезными рисунками поля старинных кодексов церковного права? На юмористические картинки, изображающие горящих в аду монахов и епископов? Или на изображения святого Иосифа, занятого приготовлением каши для Девы Марии и Младенца? А как вам рогатый Моисей? Кажется, в некоторых вопросах средневековые предки могли себе позволить куда большую смелость, чем потомки? Отчасти так, но кроме того, они жили в совершенно иной системе символов, где рога над головой святого мужа имели свое важное - и отнюдь не богохульное - значение, а покачивание колыбели могло восприниматься как молитвенная практика - да-да, и для мужчины тоже! И нам не худо бы с этой символикой познакомиться - ну хотя бы для того, чтобы получше узнать, как оно там было, прежде чем рассуждать о "таперича не то что давеча". А кроме того, "это просто красиво").



Люси Уорсли, "Английский дом. Интимная история"
Вместе с Люси Уорсли мы можем узнать, как же жили-поживали герои наших любимых книг, вот хоть Шерлок Холмс с доктором Ватсоном, хоть Джейн Эйр и Лиззи Беннет в те промежутки, когда не следовали указаниям своих творцов, а просто умывались, завтракали, сидели у камина - словом, о тех подробностях их бытия, про которые было скучно рассказывать писателям.
Не могла не сравнивать эту книгу с "Краткой историей быта" Билла Брайсона. Уорсли, приходится признать, более легковесна и меньше усердствует со ссылками на конкретные материалы (Брайсон-то прямо таки занудно указывает, откуда почерпнуты те или иные сведения - и это мне по душе), а кроме того, больше разбрасывается по эпохам, перескакивая от Тюдоров к 1940-м - что иногда малость дезориентирует. Вместе с тем она куда более подробно рассматривает те темы, которые Брайсон упоминает вскользь, а к тому же пишет более живым и легким языком - короче, для меня это было очень хорошее дополнение к "Краткой истории быта". Всем любителям пописывать фанфики или иные историйки про когдатошние времена - читать обязательно, ну и всем интересующимся бытом и бытием наших предков - тоже весьма рекомендую.




Карл Саган, "Контакт"

Что получается, когда крупный ученый решает написать фантастический роман - причем про ту область, которой он искренне увлечен? Получается что-то навроде "Контакта" Карла Сагана - совершенно не экшеновое, но странно затягивающее произведение, где в суховатой лаконической манере рассказывается, как, скорее всего, по-настоящему будет выглядеть первое соприкосновение человечества с внеземными цивилизациями. Спойлер: нет, зеленых человечков нам не покажут и агенты Малдер и Скалли не будут пересекать поле зрения с пистолетами наголо. Зато будет нечто вроде интеллектуального детектива и социального романа одновременно, ну и "истина где-то рядом" - точно будет. Еще это немножко похоже на Ефремова - на сцене научного диспута главной героини и ее любовника, происходящего непосредственно на кровати, я прямо взоржала и всерьез заинтересовалась, не мог ли Саган каким-то образом приобщиться к творчеству Ивана Антоновича. Вообще с русскими Саган явно контактировал отнюдь не в формате дальних приглядок - это чувствуется уже по тому, что советские ученые (да, у него там в начале 2000-х все еще Советский Союз) не выглядят у него карикатурно, да и наша страна не тянет на империю зла - просто империя, со всем стандартным для любой империи набором маразма, которого и в стране самого автора навалом, он это показывает достаточно честно. Спойлер-2: мне очень понравилось все, что было собственно до отлета экспедиции - и академические дрязги, и интеллектуальные дуэли, и даже полемика с представителями религиозных организаций. А вот концовка разочаровала, как это ни странно, я предпочла бы более туманное многоточие. Но все равно рекомендую.




Робин Дэвидсон, "Путешествия никогда не кончаются"
Робин Дэвидсон - это та самая женщина, которая в 1977 году протопала полторы тысячи миль по Австралии в компании трех верблюдов и собаки. Достаточно начать эту книгу, чтобы понять, что подобный поступок был не то чтобы одобряемым для женщины в то время и в том месте (я, по правде сказать, не думала, что австралийская глубинка 70-х была настолько в плохом смысле патриархальна - а вот поди ж ты, женщина без своего "мистера" рядом - законная добыча и всякое такое). Ради этого путешествия Дэвидсон два года прожила на самом что ни на есть австралийском фронтире, под боком у пустыни, обучаясь обращению с верблюдами. Чтобы пойти на такое, надо, чтоб уж сильно припекло, - ну так ее и припекло, видимо, раз, вынеся все прелести работы за кров и еду, она все-таки отправилась в свое вымечтанное путешествие, которое, как водится, оказалось совсем не таким, как воображалось, и привело совсем не туда, куда ожидалось. Вообще это не тревел-стори, а скорее история инициации. Странствование Робин удивительно укладывается во все эти архетипы взросления, схождения в мир мертвых, умерщвления старой личности и обретения новой. А кроме того, это и настоящий гимн странствиям, которые отличаются от туристического вояжа тем, что отнимают многое, но и дают многое, а уж как ты потом сведешь баланс - дело твое. И никто не уйдет неизменившимся.
Спойлер-предупреждение: по прочтении я не могла не задуматься о том, до чего изменились стандарты обращения с животными меньше чем за полвека. Некоторые сцены взаимодействия Дэвидсон с ее четвероногими спутниками вполне тянут на жестокое обращение с животными - по крайней мере с точки зрения современного читателя, скорее всего, горожанина, ни разу не потрошившего курицу. Наверное, сейчас и сама идея ради собственного фана тащить в тяжелое и рискованное путешествие животных у многих не встретит понимания. Хотя то, что спутников своих Робин очень любила, несомненно.
Про путешествие Дэвидсон не так давно был снят фильм с Мией Васиковска в главной роли.

Tags: книгофил, хорошие книги
Subscribe

  • (no subject)

    У меня тут легкая мигрень с чего-то, и с этой самой легкой мигренью дернул черт прочитать в интернетике некий пост "про отношения" и комментарии к…

  • (no subject)

    Вот держалась-держалась, да не удержалась - напишу еще по текущему. Оговорюсь сразу - я вообще ни разу не политик, не медик, не эксперт-вирусолог (а…

  • (no subject)

    У меня тут обычный декабрьский рабочий дурдом (начальство в конторе, как водится, ждет, что мы сделаем большое и доброе новогоднее чудо), поэтому,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments