megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Categories:
У меня тут вышел неожиданный интернет-спор (срачик, уж будем честны), тут же и оборвавшийся, впрочем, - мне давно уже жаль тратить время на весь этот бокс по переписке, он ничего не прибавляет жизни. Но по итогам я задумалась о том, насколько у нас сейчас возведены в культ человеческие эмоции. Это забавно, с учетом того, что на протяжении предыдущей истории человечества проявлением высшего достоинства считалось умение держать душевные порывы при себе: можно вспомнить хоть олимпийское спокойствие, считавшееся добродетелью древнегреческих атлетов, мужественное самообладание римских воинов, да хоть вот чопорную щепетильность викторианских леди. Естественно, ни одно правило не может быть возведено в абсолют - среди самураев способность плакать от красоты летней луны считалась признаком утонченной души, а герои старых европейских саг, кажется, не считали зазорным бурно рыдать в некоторых обстоятельствах. Однако главным делом самурая оставалось следование своему долгу и сложнейшему сословному этикету, то же, с некоторыми оговорками, можно отнести и к европейским рыцарям - а для этого было необходимо уметь "застегивать душу на все пуговицы" по первому требованию. Опять-таки, понятное дело, что живые люди допускали ту или иную степень отклонения от курса, однако уменье властвовать собой на протяжении всей истории было важнейшим из навыков взрослого человека, собственно, иначе и быть не могло: в традиционных обществах человек - это прежде всего часть той или иной общины, и неумение одного представителя душить прекрасные порывы может слишком дорого обойтись всему роду. Сложные ритуалы инициации мальчиков и девочек, по сути, являлись экзаменом на право считаться взрослым - и содержали в том числе немало испытаний на выдержку.
Я могу ошибаться, но, кажется, впервые идея "не держи все в себе" появилась с психоанализом (хотя, скорее всего, еще раньше - сентиментализм и романтизм с их преклонением перед чувствами, с точки зрения традиционного общества романтик - это вообще ужасно деструктивная личность). У Митио Каку я читала забавное наблюдение, что пионеры психоанализа явно переносили имевшиеся у них представления об устройстве парового котла - на людей. Однако предполагалось, что "выпуск пара" должен происходить строго подконтрольно, на кушетке психоаналитика или путем сублимации. Впрочем, процесс уже был запущен - преклонение перед дионисийским началом среди высоколобых интеллектуалов, разрушение старых общественных норм и атомизация - для простого населения, перебиравшегося из деревенских общин в стремительно растущие города и открывавшего для себя радости индивидуализма.
И в итоге, если честно, получилось нечто странное, на мой взгляд. Бросьте в меня тапком, но современный человек с его постоянным стремлением выплескивать свой гормональный коктейль на любого подвернувшегося по уровню эмоциональной зрелости стоит где-то на уровне трехлетки, закатывающего истерику по поводу не купленной игрушки. Благодаря популярной психологии мы все сейчас знаем, что эмоции необходимо осознавать и прорабатывать, но, кажется, изрядное число позабыло, что это таки личное дело каждого, а вываливать свои триггеры, непроработанные травмы и проч. в публичное пространство примерно так же этично и эстетично, как выдавливать прыщи, стоя в общественном транспорте. О'кей, у тебя проблема, но почему ты считаешь, что она должна быть всеобщей проблемой?
P.S. Если что, я не отрицаю важность эмоциональности как таковой, но я за эмоциональность осознанную и отрефлексированную. И мне чрезвычайно симпатично как умение держать себя в руках и в рамках формальной вежливости, так и умение честно сказать: "Иду на вы" - с полным осознанием этого факта и возможных контрмер. С этой позиции, конечно, особенно примечателен тот факт, что именно люди, считающие, что они не обязаны соблюдать правила хорошего тона как-то заботиться о чувствах окружающих, - крайне трепетно и уважительно относятся к собственному эмоциональному комфорту и совершенно не способны терпеть, если что-то или кто-то его нарушает, даже невольно. Кажется, наша культура породила редкий гибрид носорога с нежной фиалкой - и мне не очень нравится этот кадавр.
Tags: карманная философия, человековедение
Subscribe

  • Спасти рядового Геру

    Слушайте, я вот даже задумываться не хочу, байка это, преувеличение или жиза жизовая. Жизнь, как известно, бессовестней литературы, а история так…

  • Попрошайка

  • (no subject)

    Основное мое дачное занятие сейчас - выпалывание сирени из ландышей.Как бы экзотически это ни звучало. Потому что сирень у нас претЬ и норовит…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Спасти рядового Геру

    Слушайте, я вот даже задумываться не хочу, байка это, преувеличение или жиза жизовая. Жизнь, как известно, бессовестней литературы, а история так…

  • Попрошайка

  • (no subject)

    Основное мое дачное занятие сейчас - выпалывание сирени из ландышей.Как бы экзотически это ни звучало. Потому что сирень у нас претЬ и норовит…