megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Category:

"Три билборда на границе Эббинга, Миссури"

Посмотрела (вернее, досмотрела, т.к. один раз начинала уже) вчера, бо беснующийся шквал за окном не способствовал прогулкам, зато очень способствовал тому, чтоб устроиться на диване, включить ноутбук и провалиться с головой в очень хорошую историю. Хорошую в данном случае отнюдь не равно "добрую", "уютную", но вполне равно "светлую". Потому что несмотря на чОрный-чОрный юмор, едкую иронию и изрядную порцию матерщины (герои выражаются именно так, как обычно говорят небогатые жители Богом забытых ободранных городков - ну а городки американские в этом смысле ничем не отличаются от российских), несмотря на то, что и завязка истории начинается с насилия, и к насилию на протяжении всего действия легко прибегают большинство действующих лиц, так вот, несмотря на всё перечисленное, в этой истории есть свет.
Как это ни странно, достигается этот эффект прежде всего тем, что МакДона принципиально не делит своих героев на "черненьких" и "беленьких". Откровенный, дистиллированно чистый ублюдок здесь будет только один, и как раз на его долю выпадет меньше всего экранного времени. Все прочие наглядно воплощают древнюю мудрость о двойственной природе человека, заключающей, как известно, ангела и беса под одной весьма бренной шкуркой.
Если в самом начале нам предлагается, казалось бы, однозначно положительная героиня - Милдред, мстительница, жаждущая справедливости, чей архетипичный образ обыгрывается кадрами, когда она входит в город походкой Одинокого Рейнджера под музыку классического вестерна, то по мере развития сюжета мы как бы проникаем под покров этого образа и начинаем видеть скрытые мотивы агрессии, боли и жгучей вины, которые движут этой жесткой и решительной женщиной. Личина супервумен идет трещинами и временами сквозь нее проглядывает искаженное страданием лицо человека, мучающегося от глубокой раны и ищущего избавления любой ценой, даже ценой чужих и собственной жизни.
Мне вначале показался несколько неправдоподобным образ Диксона - если в самом начале это очень реалистично сыгранный плохой парень в форме, полицейский, для которого значок и пистолет являются прежде всего источником власти и индульгенцией, то его почти единомоментное преображение кажется изрядной натяжкой. Но потом я подумала, что есть же такие ведомые натуры, которые послушны любому импульсу и легко катятся по любой дороге, на которую их толкнут обстоятельства, но оказываются способны на неожиданные повороты, как только почуют опору плод ногами или увидят знамя, под которое могут встать. В конце концов "Три билборда" это в первую очередь история-притча, и Диксон в ней выступает как отчетливый евангельский Разбойник - тому ведь, чтобы увидеть свет, тоже хватило одной-единственной встречи. (Кстати, сцена в баре - одна из особенно меня впечатливших, это прямое, в лоб, послание "Между героем и чудовищем один шаг - и его можно сделать в любую сторону".)
Кроме того, притча притчей, а что еще замечательного в героях МакДоны, так это то, что режиссер позволяет им поступать нелогично. Живые люди часто совершают иррациональные поступки под влиянием момента или в силу какой-то внутренней душевной работы, которая остается невидимой для окружающих и потому вызывает ощущение спонтанного ничем не обоснованного действия. Но писатели, режиссеры и сценаристы часто забывают об этой особенности человеческой психики и, заботясь о максимальной достоверности и стройности происходящего, выхолащивают своих героев до состояния безупречно действующих автоматов. Герои же "Трех билбордов" восхитительно спонтанны и потому живы.
Наверное именно эта витальность является одной из причин того, почему, невзирая на весь драматизм происходящего, фильм не скатывается в чернуху. Все действующие лица - люди сложные, травмированные, перекореженные и расколотые внутренними противоречиями и внешними передрягами. В попытке избавиться от собственной боли Милдред готова воевать со всем светом, не считаясь с потерями и не беря пленных, раздираемый же своими демонами Диксон избивает людей, прикрываясь полицейской формой, - не в силах контролировать себя, он находит отдушину в мелочной и злобной власти над другими. Но они живые люди, сохраняющие и способность любить, и верность своим идеалам, какие бы они ни были, и способность к душевному выздоровлению, что мы и видим в последней сцене. И это тот секрет, которым, похоже не вполне овладели современные российские режиссеры, зачастую в угоду реализму ввергающие зрителя в болото безысходности.

Еще интересно, как в фильме обыгрывается тема рока, судьбы, высшей силы - называйте как угодно. Мотивы притчи (и ее некоторая условность) особенно явно читаются в том, как раз за разом жизнь в пространстве экрана всё расставляет по своим местам, во всех смыслах воздавая по заслугам всем причастным. Здесь все же не случится классический хеппи-энд, предполагающий закрытие всех гештальтов и восстановление справедливости в полном объеме, - это был бы совсем фальшивый ход - но будет нечто большее - надежда и обещание грядущего исцеления.




Цитата дня:
— Слушай, Диксон.
— Что?
— Должна кое-что сказать тебе. Это я подожгла полицейский участок.
— Ну а кто же еще это мог быть!
Tags: киносеанс, хорошие вещи
Subscribe

  • Просто фото

    Реставратор Лоренца Д'Аллесандро.работает в гробнице Нефертари. Взяла тут - https://vk.com/wall-69961_84610

  • Мальчик Мигель и все-все-все

    Плюсы большой дружной семьи - до тебя всегда всем есть дело. Минусы большой дружной семьи - До тебя . Всегда. Всем. Есть. Дело. Это, собственно, и…

  • "Земля кочевников" (фильм)...

    ...хоть и снят на основе книги Джессики Брудер - совсем другая сказка. Да, это тоже роуд-стори (роуд-муви), посвященная новым кочевым племенам…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments