megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Categories:

П.Басинский, "Посмотрите на меня"

Трудно писать про эту книгу, потому что она меня разочаровала. Это притом что я ее очень ждала: меня заинтриговал и сам факт того, что некто взялся написать биографию Елизаветы Дьяконовой, ну и интервью автора показалось любопытным." Вы любите дневник В<ашкир>цевой? — «Да, и еще люблю дневник Дьяконовой.» — В этом ответе вся русская интеллигенция" - строчки из записной книжки Марины Цветаевой, в значительной степени соответствовавшие истине. Мало кто сейчас знает эти две фамилии, а вот в литературе конца XIX-нач. XX в. это были два ярких явления. Не будучи профессиональными писательницами, Башкирцева и Дьяконова посредством своих дневников высказались с откровенностью, ошеломляющей для эпохи, когда за женщин и от лица женщин преимущественно говорили мужчины. Дневники двух этих рано умерших девушек впечатляли еще и тем, что в них раскрывались диаметрально противоположные, очень контрастные личности. Их интересно читать один за другим - прямо два разных полюса женской души: блистательная Башкирцева, даровитая дочь состоятельных родителей, русская француженка, почти всю свою жизнь прожившая за границей и писавшая по-французски, признанная художница, признанная красавица, собравшая у своих ног целый сонм поклонников из высшего света... и Дьяконова: замкнутая, болезненно застенчивая, религиозная, заурядная по внешности и незаурядная по уму девушка из небогатой провинциальной консервативной купеческой семьи, исключительно на своем волевом усилии отошедшая от предназначенного ей с рождения пути так далеко, как только возможно, да тем и надорвавшаяся.
Последняя, несомненно, куда более трудная задача для биографа - почти все, что о ней известно, содержится на страницах ее же дневника, ее жизнь не описывали восторженные современники и не протоколировали светские хроники. Притом же третья часть дневника Дьяконовой - уже полухудожественное чтение, она готовила его к публикации и явно подвергала литературной обработке, так что установить, что там правда, а что - писательская вольность, весьма мудрено.
Видимо, именно в связи с недостатком фактического материала книга Басинского изобилует длиннотами и фактическими отступлениями. Там, где в других биографиях обходятся сноской внизу страницы, Басинский дает обширную историко-биографическую справку на пару страниц, притом зачастую о людях, с которыми сама-то героиня книги имела только очень косвенные контакты. Отчасти это, конечно, способствует ознакомлению с историческим контекстом, но все же в ряде случаев выглядит совершенно неоправданным. То же можно сказать и об иллюстративном материале: наряду с фотографиями из семейного архива Дьяконовых нам предлагается полюбоваться портретами Ивана Тургенева, Наполеона Бонапарта, Иоанна Кронштадтского и ряда других исторических лиц, очевидно, по принципу "чтоб было".
Во-вторых, Басинский, как он сам честно признается, изначально был увлечен именно загадкой смерти Дьяконовой и, очевидно, с этой позиции и выстроил свою книгу. Создается впечатление, что и поступление вопреки воле родни на Бестужевские курсы, и отъезд в парижский университет (небывало отважный поступок для девушки в то время и в тех обстоятельствах), и журналистско-литературная деятельность Дьяконовой - все меркнет перед обстоятельствами ее гибели. Мне думается, хотя смерть - это финал жизни, завершающий аккорд, все-таки странно рассматривать всю биографию человека через призму его кончины.
В-третьих, автор взялся анализировать личность Дьяконовой в плотной связке с явлением феминизма, имея о последнем, как мне кажется, только весьма общие представления. Отсюда странные пассажи вроде того, когда он называет первым феминистом Дж.Милля - ну а что уж не Кристину Пизанскую тогда? Или, если уж записывать в феминисты любого, кто когда-либо высказывался за равные гражданские права мужчин и женщин, то почему бы не выдвинуть на эту кандидатуру древнегреческого философа Платона?
Наконец, главный недостаток "Посмотрите на меня" в том, что Басинский, хоть и утверждает в интервью, что отказался от восприятия феминистки как женщины, которой просто не удалось выйти замуж, в книге именно этот стереотип и положил в основу своего исследования. По сути, все его рассуждения так или иначе возвращаются к двум тезисам: Дьяконова была некрасива; Дьяконова не вышла замуж. И потому-то все так и заверте...
Насчет некрасивости - Басинский, мне кажется, как-то уж чересчур серьезно воспринял сетования Дьяконовой по поводу своей внешности, львиная доля которых относится к подростковым страницам дневника - а вообще мало кто из юных девушек прям уж доволен своим отражением в зеркале. На представленных в книге фотографиях я не вижу описанного Басинским "лунообразного, лишенного выразительности лица", в котором автор видит даже "что-то мужское". Обычное лицо средней русской девушки, едва ли сильно отличающееся от портретов многих своих современниц. К тому же Дьяконова явно нравилась мужчинам, даже если и писала иной раз противоположное: если посчитать ее поклонников, упоминаемых на страницах дневника, список получится повнушительней, чем у иных современных, куда более свободных в общении девушек.
Насчет стародевичества Дьяконовой - ну так оно явилось следствием ее взглядов и ее жизненного выбора, хотя Басинский, кажется, предпочитает думать, что наоборот - именно незамужность героини послужила причиной... всего. Хотя сам же говорит о том, что и стремление к образованию, и идеалистические воззрения Дьяконовой были вполне в духе того времени - вон, Бестужевские курсы буквально не вмещали всех желающих стать студентками. Однако почему-то именно простое желание получить образование и применить затем свои знания на практике не вызывает энтузиазма у биографа. Такое впечатление, что Басинский, несмотря на то, что он говорил в интервью, рассматривает свою героиню все-таки как существо уникальное и даже противоестественное - ишь чего, учиться выдумала! В Париж уехала. И это книгу сильно портит, как и его бесконечные риторические вопросы, восклицания и даже нравоучения, обращенные к Дьяконовой, - они временами создают неприятное впечатление фамильярности, что ли.
Последняя глава, посвященная смерти Елизаветы Дьяконовой, - это уже чистая беллетристика (впрочем, автор об этом честно предупреждает), пусть и основанная на протоколах полиции и телеграммах родственников, но Басинский щедро возводит на этом фактическом фундаменте обширное здание собственных домыслов, вкладывает в головы участникам инцидента собственные мысли и эмоции. Стоит ли им верить? Ну, как мнению, притом мнению не-очевидца.
Подводя итог: попытка мне симпатична, а вот исполнение понравилось значительно меньше.
В заключение - просто цитата: "Иногда создается впечатление, что Дьяконова словно поставила над своей жизнью какой-то жестокий эксперимент. На что спосбна женщина как личность, оставаясь при этом женщиной. Не женой, не матерью, не феминисткой, не революционеркой, не писательницей и не ученой дамой" (П. Басинский, "Посмотрите на меня")
Tags: женская история, книгофил, окололитературное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments