megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Category:

Д.Ирвинг, "Правила дома сидра"

Прочитала запоем и под сильным впечатлением.
Сразу сделаю два предупреждения. Первое: про сидр в книге не то чтобы много, это вам совсем не Джоан Харрис и не Питер Мейл (русский перевод дает еще одну причудливую вариацию - "Правила виноделов" - переводчик, видимо, всерьез посчитал штат Мэн винодельческим краем?). Сидр здесь всего лишь повод упомянуть о правилах дома сидра, а правила дома сидра - это просто клочок бумаги с инструкциями для сезонных работников, которые все равно никто не соблюдает. Как и многие другие правила, о которых идет речь в книге.
Второе: это драма. Причем очень хорошо сделанная драма, т.е. чтение ни разу не легкое.
Ключевое место сюжета - сиротский приют Сент-Клауд. В Сент-Клауде уже очень много лет работает доктор Ларч (в русском издании он значится как Кедр - пристрастие наших переводчиков к переводу фамилий мне не очень понятно). У доктора Ларча, собственно, две работы. Сам он их делит на работу Господа и работу дьявола. Впрочем, в глубине души он уверен, что это определение грешит неточностью. К доктору Ларчу изо дня в день издалека приходят женщины. Одним он помогает родить ребенка (дитя, как правило, остается в приюте - благополучные женщины не приезжают в медвежий угол, чтобы разрешиться от бремени), другим - прервать беременность (а это запрещено под страхом уголовного преследования).
Обе эти работы становятся одной из основных тем сюжета и предметом конфликта между Ларчем и его приемным сыном, Гомером. При этом Ирвинг не упрощает проблему и не сглаживает ее противоречий. Он, видимо, противник простых ответов на сложные вопросы. Он, собственно, вообще не дает ответов, это дело читателя, решить, что ему ближе - позиция старого доктора или молодого Гомера. Или постаревшего Гомера спустя много лет. Но легко не будет в любом случае, так как каждое решение имеет свои последствия и за каждый шаг платится своя цена - сразу или в рассрочку.
За что сразу хочется поставить жирный плюс роману - так это за достоверно и очень тепло раскрытую тему отцовско-сыновних отношений. Желчный холостяк доктор Ларч не просто трогательный отец для приемыша Гомера, он еще и отец для многих сотен, прошедших через его руки, как бы он ни старался к ним не привязываться. Настоящий отец - это не про сентиментальную привязанность, это прежде всего про ответственность, деятельную заботу и умение отпустить в собственную жизнь. И это все про Ларча. Не из идеализма он берется за эту работу, а просто потому, что больше некому. Никому эти дети не нужны, кроме старого доктора и его маленькой верной гвардии. Никто, кроме него, не называет их принцами Мэна и королями Новой Англии. Для мира они лишь проблема, о которой принято сентиментально вздыхать - но при этом желательно, чтоб она поменьше попадалась на глаза, приют в деревенской глуши вполне подойдет. Вот когда понадобится подвинуть доктора Ларча с его поста - не потому чтобы так уж нужна была эта синекура, а просто чтоб не слишком мнил себя самостоятельным - тогда резко станет интересна судьба его подросших воспитанников, тогда и можно будет озаботиться тем, как они устроились в жизни, не раньше.
Сироты в книге, впрочем, отнюдь не похожи на диккенсовских ангелочков. Вполне реальные дети в нелегких обстоятельствах. Читай - драки, ложь, соперничество, подростковый секс. "В Сент-Клауде мы учимся любить трудных", - говорит доктор Ларч, но даже любовь не сглаживает все. Впрочем. без нее еще хуже. Любовь не панацея, но кое-что она решает - это видно и на примере умницы Гомера, и на примере агрессивной бунтарки Мелони. Оба в какой-то момент порывают с Сент-Клаудом и восстают против своего "отца" Ларча - но при этом оба так или иначе следуют внушенным им принципам ответственности и честности, даже если сами этого не осознают.
В книге много тяжелого. Иногда кажется, что Ирвинг намеренно задается целью задеть побольше болевых точек, однако по зрелом размышлении понимаешь, что это он просто о жизни. Жизнь в каждый свой момент к кому-то несправедлива, к кому-то жестока, просто обыкновенно человек находится на своей волне и других не ловит. А в "Правилах..." целая полифония судеб, и каждую ты волей-неволей "выслушаешь: тут и выпускники Сент-Клауда, и персонал, и обитатели яблочной фермы, и сезонные работники, и женщины, что в сумерках, униженно пряча глаза, пробираются к маленькому приюту, и мужчины, которые почти никогда их не сопровождают, предпочитая не разделять ни вины, ни беды...
При этом, надо сказать, общий тон повествования отнюдь не "чернушный", скорее философский.
Мне очень понравилось, как Ирвинг обыгрывает тему времени, не раз возвращаясь к образу моря, обтачивающего камни и ракушки до совершенной формы. Подобно морю, время терпеливо,
волна за волной, прилив за приливом сглаживает все изъяны, все зазубрины человеческой судьбы, незаметно для самого человека. И только, может быть, в какой-то момент, в какой-то произвольной точке, обернувшись назад, на череду прожитых лет, он с изумлением обнаруживает там, где был хаос и беспорядочное нагромождение обломков, гармоничную последовательность решений и их результатов, приведшую в итоге туда, где он и должен был находиться, на его собственное, предназначенное для него место.



Кадр из фильма по мотивам.
Tags: хорошие книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments