megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Categories:
Тут одна блогерша, чьи посты об искусстве я периодически читаю, пересказала вкратце мемуары некой русской дворянки XVIII века (если кому интересно - Анны Яковлевой, в первом замужестве Карамышевой). С цитатами. Этой даме даже с поправкой на те, куда менее гуманные времена как-то не слишком свезло в первом браке. Выдали ее замуж 13-летней, ничего о жизни не знающей девочкой (да, это даже по тем временам все-таки рановато, не шок и ужас, как нынче, но рановато). Муж же, Александр Карамышев (на тот момент ему было 28 лет), помимо того что был человеком незаурядного интеллекта и научных дарований, и развратником тоже оказался нерядовым - опять-таки, даже с поправкой на те времена, когда сожительство барина с крепостными девками было вполне обыденным явлением. Так, например, в самом начале семейной жизни он пригласил в дом свою племянницу - и уединялся с нею в супружеской спальне, отправляя юную жену спать на кушетку в другой комнате. Ну, там еще много столь же впечатляющих подвигов, в частности, господина Карамышева очень явно раздражало религиозное благочестие его воспитанной в строгости жены, и он всячески старался склонить ее к своему образу жизни - требовал, чтобы она ела мясо в пост, практически навязывал ей в любовники своих друзей - словом, хотел, чтобы она была с ним равна в его увлечениях. Анна плакала и сопротивлялась, семейная жизнь была для нее бедой и мучением. К счастью для нее, буйный муж навеки упокоился, когда она еще была довольно молода - 32 года, и во втором браке она обрела утешение. Ну, история не то чтобы претендующая на статус выдающейся трагедии, но достаточно грустная и наглядно демонстрирующая, что легальный развод таки является достижением цивилизации - даже при всех издержках оного.
Но меня крайне заинтересовала реакция народа на этот пост. Да, я в курсе, что интернет-сообщество нельзя считать репрезентативной выборкой, но все же примечательно, что где-то половина комментаторов того поста осуждала женщину. Ну, часть ей просто не поверила - в принципе, имеют право, вон академик Лотман тоже этим мемуарам не верил. Однако ж меня больше поразило, сколько людей обвиняло Анну в том, что она не оценила предложенной мужем свободы. По мнению изрядного числа комментаторов, тот факт, что господин Карамышев прямо предлагал своей юной жене завести любовника, как бы уже снимает с него все обвинения в разврате - ведь он давал ей равные права. И, по мнению этих людей, она сама дура, что не хотела сделать свою жизнь более приятной.
И вот эта точка зрения - очень характерная примета нашего времени, ИМХО. Я сразу уточню, что я не собираюсь осуждать т.н. свободные браки. С моей позиции, два человека могут договариваться о каком угодно формате совместной жизни, главное, чтобы договоренность эта была добровольной и устраивала обоих. Но здесь-то такой договоренности и в помине не было. В конце концов, даже и из практикующих свободный брак людей мало кто согласится жить в борделе. Так вот, изрядная часть комментаторов к тому посту обвиняла Анну в ханжестве только потому, что она тяготилась жизнью в доме, превращенном в бордель, и не хотела во всей этой вакханалии участвовать. Отказ от измены мужу трактуется как зашоренность - это определенно примета нового времени. Получается, сексуальная революция, о которой так долго говорили большевики, дала право на "да", но при этом как-то незаметно девальвировала право на "нет" (по крайней мере, в женских устах). И если раньше девушку осуждали за добрачные связи, а женщину - за связи на стороне, то теперь, кажется, осуждается, если они не скидывают одежки по первому щелчку пальцев (при этом право щелкать, конечно, по-прежнему принадлежит не им). Плюс или минус - какая разница, если право решать, исходя из собственных убеждений, все равно не дано. Образно говоря, раньше женщинам было запрещено танцевать "безнравственное" танго (кстати, это реальный факт), теперь считают ханжами тех, кто не хочет развлечься исполнением стриптиза. Но музыку по-прежнему заказывает кто-то другой.

Tags: женская история, человековедение
Subscribe

  • (no subject)

    Зашел тут как-то разговор о взрослении и взрослости. В частности, прозвучало довольно популярное мнение, что современный человек постыдно инфантилен…

  • (no subject)

    Тут в какой-то мимопроходящей сетевой дискуссии уцепила чье-то возмущение сценой из вильневской "Дюны" (которая в данном случае повторяет сцену из…

  • (no subject)

    Осознание того, насколько же сместились возрастные рамки всего за пару-тройку поколений, настигает внезапно за чтением фантастической книжки,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • (no subject)

    Зашел тут как-то разговор о взрослении и взрослости. В частности, прозвучало довольно популярное мнение, что современный человек постыдно инфантилен…

  • (no subject)

    Тут в какой-то мимопроходящей сетевой дискуссии уцепила чье-то возмущение сценой из вильневской "Дюны" (которая в данном случае повторяет сцену из…

  • (no subject)

    Осознание того, насколько же сместились возрастные рамки всего за пару-тройку поколений, настигает внезапно за чтением фантастической книжки,…