megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Categories:

"Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных?"

Совершенно очаровательная книга биолога и приматолога Франса де Вааля.
Вот, например, ученый полагает сравнение распущенного мужчины с шимпанзе оскорблением для последнего. Потому что шимпанзе вполне умеют сдерживать свои природные позывы, что прекрасно показывают, например, молодые самцы, которые не делают авансов понравившейся самке на глазах доминантного самца (и уж тем более не набрасываются на нее, как римлянин на сабинянку), но договариваются с ней о любви с помощью тайных знаков, а потом незаметно удаляются со своей дамой подальше от возможных соперников. Т.е. демонстрируют как минимум умение предвидеть последствия и достигать своих целей путем переговоров, а не войны. Что, безусловно, добавляет чести шимпанзе... и не добавляет некоторым людям, увы.
(Когда я разместила этот абзац на своей страничке во ВКонтакте, он вызвал какую-то совершенно необъяснимо бурную реакцию у одного моего знакомого, так что на всякий случай уточняю - нет, де Вааль не утверждает, что у шимпанзе и у людей нет инстинктов, точно так же он не утверждает, что люди в чем-то "хуже" шимпанзе, он вообще не об этом, а о том, как сложные процессы восприятия и приспосабливания к действительности в итоге порождают то, что можно назвать сознанием, и о разных категориях сознания, проявляющихся у животных и у людей).
Вот еще из той же книги - о важности семейных ценностей в дикой природе.
"Сиаманги — большие черные обезьяны семейства гиббоновых — обитают в вершинах самых высоких деревьев азиатских джунглей. Каждое утро самка и самец исполняют эффектный дуэт. Их песня начинается с нескольких громких уханий, которые постепенно становятся все громче и приобретают более проработанную последовательность. Усиленные горловыми мешками, напоминающими воздушные шары, эти звуки разносятся далеко вокруг. Я слышал песни гиббонов в Индонезии, где весь лес откликался на них эхом. Во время перерывов в пении сиаманги прислушиваются друг к другу. В то время как другие территориальные животные нуждаются только в сведениях, где проходят границы их владений и насколько сильны и здоровы их соседи, сиамангам требуется дополнительная информация, так как территория защищается парой совместно. Это означает, что отношения в паре очень важны. Неблагополучные пары — плохие защитники, а дружные пары способны дать отпор. Поскольку пение отражает взаимоотношения пары, то чем оно слаженнее, тем меньше оснований у соседей нарушать права этой пары. Гармоничный дуэт сообщает окружающим не только «Держитесь подальше!», но и «Мы вместе!». Если же дуэт звучит несогласованно, а его участники издают диссонирующие звуки и перебивают друг друга, соседи понимают, что можно воспользоваться их разногласиями и вторгнуться на их территорию"
Еще там есть впечатляющая история старого шимпанзе Йероена, который поддержал бунт молодого самца против альфа-самца, пользовавшегося поддержкой стада. Йероену, казалось, было бы логичней выбрать лояльность по отношению к признанному лидеру, но он, на удивление, выбрал ставку на "темную лошадку", и путем многочисленных провокаций совместными усилиями они сместили лидера. При новом же вожаке Йероен стал пользоваться неслыханными привилегиями, например, мог спариваться с понравившимися самками, чего никакой другой альфа бы не потерпел. Йероен все рассчитал верно: прежний альфа-самец был настолько силен, что не нуждался в союзниках, от старого шимпанзе ему нужна была только лояльность, а не дружба, и уж точно он не был готов выдавать ему какие-то префернеции. Молодой же самец, чувствуя слабость своих позиций, стремился заручиться дружбой Йероена и готов был ради этого поступиться частью своих прав.
Впрочем, если вам кажется, что это уж слишком по-маккиавеллевски, у де Вааля есть совершенно чудная история эксперимента, в котором свели вместе макак-резусов и медвежьих макак. Молодые представители обоих видов находились вместе на протяжении нескольких месяцев. Здесь надо сказать, что для резусов характерно агрессивное поведение, они очень конкурентны и задиристы, в то время как медвежьи макаки дружелюбны к сородичам. Казалось бы, агрессия всегда обеспечивает преимущество, и, по этой логике, резусы должны были бы всячески притеснять своих миролюбивых соседей. Однако после длительного общения резусы стали столь же дружелюбны, как и медвежьи макаки, и более того, будучи отсаженными в другой вольер, сохранили эти черты. Даже вновь оказавшись среди сородичей, эти резусы предпочитали мириться в четыре раза чаще, чем другие представители их вида. Возможно, они увидели выгоду в мирном сосуществовании и не захотели от нее отказаться.
Разумеется, приведенные мною истории - это только несколько забавных наблюдений, однако в своей книге Франс де Вааль рассматривает множество примеров того, как эксперименты доказывают важность сотрудничества и конформизма для выживания животных - и понимание животными этого факта тоже.
Вообще чудесная книга, всем рекомендую. С де Ваалем можно во многом не соглашаться (что, собственно, с успехом и делают многие его коллеги), но нельзя не признавать, что он провел достаточно времени за исследованиями, чтобы иметь право на свою точку зрения. А еще он очень хороший рассказчик.
Tags: звери, окололитературное, окружающий мир, хорошие книги
Subscribe

  • В запретном углу

    Elsa Woutersen van Doesburgh (1875–1957) "In het verboden hoekje (In the forbidden corner)" Прелесть что такое. И название, и зверь. И правда…

  • Просто фото

    Реставратор Лоренца Д'Аллесандро.работает в гробнице Нефертари. Взяла тут - https://vk.com/wall-69961_84610

  • Красивое)

    "Ирина, меня никак не могла отпустить ваша просьба объяснить мем про рыбов для иностранца. И я заморочился. Или решил немного развлечься, это с какой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments