megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Categories:

"Улыбка Моны Лизы"

Помотрела тут и прямо очень оценила этот фильм с Джулией Робертс. Он удивительно теплый, душевный, хорошо показывающий множество нюансов человеческих отношений: тут и масса противоречий между учителем и учениками, весь спектр любовных переживаний, и о дружбе (женской, что особенно ценно) сказано (показано) немало.

Сюжет довольно прост, но для лучшего понимания требует знания исторического контекста. События фильма разворачиваются в 1953-1954 гг., в Америке. Как мы знаем, США после Второй мировой войны переживали невиданный экономический подъем, отразившийся на многих сторонах жизни граждан. Одним из проявлений этого века изобилия стало то, что зарплаты простого служащего стало хватать на полноценное безбедное содержание семьи с несколькими детьми - тогда же сложился образ пресловутой американской мечты: просторный дом в пригороде с идеальным газоном, где живут муж - глава семейства, ежедневно ездящий на службу, его счастливая жена - образцовая домохозяйка, трое-четверо резвых ребятишек и золотистый ретривер. Этот образ многократно растиражировали фильмы, журналы и даже рекламные этикетки на товарах для дома.
Еще одной приметой эпохи стало стремительное возвращение американок к домашнему очагу. После суфражистских баталий начала века, после массового вовлечения в трудовой процесс во времена Второй мировой женщин, совсем недавно вдохновлявшихся плакатом "We can do it!" всячески убеждали - а кого-то, как знаменитых "ос" - летчиц из вспомогательной службы ВВС, - прямо принуждали освободить рабочие места для возвращающихся с фронтов мужчин и отныне воевать только с пылью и грязной посудой. Женские колледжи, еще недавно бывшие оплотом прогресса, стремительно превращались в фабрики образованных жен. Собственно, изрядный процент студенток их и вовсе не заканчивал, бросая учебу сразу после обручения с перспективным молодым человеком. Доходило до смешного - по настоянию ряда консервативно настроенных светил педагогики в колледжах вводили специальные курсы, на которых девушек обучали печь пироги, изящно носить платья в стиле нью-лук и правильно рассаживать гостей на приемах, причем этим занятиям придавалось куда большее значение, чем математике или философии.
Именно в такой колледж поступает на должность преподавателя истории искусств героиня Джулии Робертс - амбициозная Кэтрин Уотсон, которая мало того что - о, ужас! - не замужем в свои чуть за 30, но кроме того, имеет прискорбную привычку думать - и пытается приохотить к этому нежественному занятию своих учениц. Здесь надо сразу сказать, что я не принадлежу к поклонницам Джулии Робертс, но в этой роли она несказанно хороша. Ее героиню никак не назовешь красавицей в общепринятом смысле этого слова (как и саму Робертс), однако в этой картине на нее хочется смотреть и смотреть - как она ходит, смеется, плачет, разговаривает. У нее совершенно невероятный взгляд, я получала настоящее эстетическое удовольствие, наблюдая за ней в патетические моменты.
Ну и вообще фильм очень красивый, хорошо передающий дух эпохи, на мой взгляд.
Мне очень понравились образы учениц колледжа - они яркие индивидуальности, у каждой свой характер, не перепутаешь. Порадовало, что обошлось без злобного морализаторства, и при всех своих ошибках и недостатках девушки показаны в общем-то с большой симпатией. И даже самая несимпатичная из них, правильная Бетти, с которой у Уотсон случается натоящая битва мировоззрений, вызывает уважение своим сильным характером, а в конце... ну, не буду уж так явно спойлерить. Словом, обошлось без упрощений - в фильме нет злодеев, нет даже какого-то недоброго заговора против главной героини - есть просто жизненные обстоятельства и роли. Одни люди их принимают, другие - нет, и весь вопрос только в том, хватило ли у тебя мужества сделать собственный выбор.
Еще порадовало, что сценаристы не пошли по пути упрощения, и Уотсон отнюдь не решает все проблемы своих учениц. Она и своих-то, в общем, не решает. Все, что ей удается, так это показать им, что жизненный путь отнюдь не представляет собою идеальную прямую с заранее намеченной целью и что есть вопросы, на которые существует более одного ответа. Но, возможно, это и есть наилучший результат, какого может пожелать в своей работе учитель.
И да, я не знаю, какой идиот маркировал "Улыбку..." как романтический фильм. Это не романтика, это жизнь. Самая что ни на есть реальная.

Tags: женская история, киносеанс, хорошие вещи
Subscribe

  • Лисистое)

    У w_postoronnim увидела чудное напоминание о самом чудесной кинематографической ксенофауне последних лет. Самое красивое в последних ЗВ -…

  • Рязанское

    Помимо гостиницы, ухитрявшейся объединить в своих интерьерах начало XX века (старорежимно-толстые стены, обои в модерновый рисуночек и лепнина),…

  • (no subject)

    Гималайский мишка из Беляева с этническими (непальскими?) мотивами. Мне вообще нравится почин расписывать серые многоэтажки чем-то таким задорненьким…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments