megumi_ikeda (megumi_ikeda) wrote,
megumi_ikeda
megumi_ikeda

Category:
Пост уважаемой maiorova (http://maiorova.livejournal.com/271979.html) свидетельствует о том, что страсти по 57-й школе продолжают кипеть, побуждая профессионалов и не только высказывать свое экспертное мнение на тему допустимости "связей" учеников и учителей, хотя иные, право слово, лучше бы молчали.
Рассуждать о том, считать ли педофилией связь ученицы с учителем и чем эта ситуация отличается от романа ученика и учительницы, мне не хочется, квалификацией преступлений должны заниматься соответствующие органы. Насколько я знаю, если младший партнер в паре достиг возраста согласия, то никакое уголовное преследование "соблазнителю" не грозит, разве что следствию иногда трудно определить, состоялась ли связь уже после того, как ученику исполнилось 16, или что-то было и до того, но в любом случае это вещь труднодоказуемая и без показаний младшего партнера едва ли вообще установимая.
Но помимо аспекта уголовного преследования есть еще один, ныне повсеместно забываемый, - аспект профессиональной этики. Специалист (профессионал!), обильно цитируемый в посте у maiorova, а с ним и часть "прогрессивной" общественности (настолько, по-видимому, прогрессивной, что любой разговор, в котором встречаются слова "мораль" и "этика", они воспринимают как посягательство на лично их свободу самовыражения), сводит всю ситуацию к проблеме развратных девочек, которым уже и в 13 лет "хочется", да так, что лучшей реализацией хотения становится соблазнение учителя (и клевета на него, если не получилось). Забывая или намеренно игнорируя, что в условиях задачки, помимо личности девочек, присутствует - ну или хоть теоретически должна присутствовать - личность другого человека, более зрелого, разумного и, кроме того, имеющего соответствующее образование, в рамках которого его должны были бы предупреждать о подобных ситуациях, - личность учителя. И учитель - как профессионал, как человек, основополагающим принципом работы которого является ответственность - не только за себя, но и за других - не имеет права идти на поводу у ученика. Его этому учили. Его об этом предупреждали. Провокации со стороны учеников могут идти значительно дальше короткой юбки влюбленной девчонки (одного моего знакомого молодого учителя, например, ученик неоднократно всячески провоцировал на драку: "Выйдем поговорим по-пацански, ты чё, не мужик?"). И он должен уметь с этим справляться, а в случае, если ситуация выходит из-под контроля, - не замалчивать ее, а обращаться за помощью. Именно долговременное молчание заставляет заподозрить неладное.

Сведение всей проблемы к "домогающимся" девочкам, жалующимся, а втайне, конечно, гордым вниманием взрослых мужчин, - вот настоящая "охота на ведьм", а вовсе не пресловутая педоистерия. Невольно вспоминается, что в старину очарование юности обозначали французским словечком "ботэ дю дьябль" - считалось, что такая "дьявольская" красота обладает непреодолимой властью соблазна. Однако профессиональная этика не признает понятий "не смог сдержаться" и "соблазн был слишком велик".

А девочки... Они могут романтически влюбляться в учителя, их могут штормить гормональные бури, они могут даже хотеть "взрослых отношений" (зачастую не понимая толком, чем реальность отличается от их фантазий). Еще они могут быть просто заброшенными детьми холодных родителей, пытающимися добрать у стороннего мужчины той любви, которой так не хватает в родном доме (а со стороны это может казаться именно что попыткой выйти на "взрослый" контакт). И учитель - если он только профпригоден - не может не учитывать это, как и то, что любовные отношения с ученицей - это отношения заведомо неравноправные, создающие богатое поле для двусмысленных ситуаций и злоупотреблений, могущие обернуться травмой для более зависимой стороны и потому с профессиональной этикой не совместимые. Не смог справиться с ситуацией - ответственность на нем. Такова уж суть этой профессии - ответственность.
Tags: человековедение
Subscribe

  • (no subject)

    Вспомнилось тут, как в ноябре 2019-го мы с мужем ездили на автомобиле в Беларусь и еще дорогой удивлялись встречающимся по обочинам сельским…

  • Дыбрики

    Сходили с дорогой подругой на "Дюну". Красивое. И медленное. Поскольку мозг мой в последнее время любит именно медленное, мне зашло. И Тимоти Шаламе…

  • Бытовое и бытийное

    Когда я в юности недоумевала, как моя старшая родня может искренне кайфовать от садово-огородных работ, я просто не понимала, что этот дзен можно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments